Декабрь
Ср
11
2024

Музей приглашает в историю

С нынешнего года Барановичский музей железнодорожной техники регулярно превращается в учебный класс для слушателей местного подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

6Именно здесь каждая группа начинает обучение с урока по истории железной дороги. А познакомить и удивить посетителей действительно есть чем: только в минувшем году музейный раздел истории магистрали пополнили более 90 экспонатов.

К примеру, станция Лунинец передала товарные весы. При их реставрации специалисты обнаружили рельефную надпись по периметру весовой платформы, в которой использовалась буква исторической кириллицы «ять». Это дает основания считать, что весы были выпущены в начале прошлого столетия. И немаловажно: они до сих пор в исправном состоянии.
Музей получил и пять комплектов форменной одежды, среди которых женское платье проводника образца 1955 года. Причем изготовлены вещи фабричным способом, о чем говорят сохранившиеся бирки. Принадлежали они проводнику пассажирских вагонов, которая трудилась на магистрали с 1951-го по 1984 год.
Небезынтересны и переданные в музей личные документы. К примеру, удостоверение Прокопия Леонтьевича Сырицы, сцепщика вагонов станции Барановичи Александровских железных дорог, выданное в 1915 году. Не менее любопытно и удостоверение Малании Теодоровны Сырицы, жены сцепщика вагонов. Что характерно, женщина не была работницей магистрали. Однако, как супруга железнодорожника, она имела право на бесплатный проезд и другие льготы. К слову, Прокопий Сырица был не только главой большой семьи, но и основателем династии, которую до сих пор продолжают на магистрали его внуки и правнуки: младший сейчас учится в БелГУТе.
Сегодня в фонде музея – более 7,8 тыс. экспонатов, из которых 7,3 тыс. находятся в разделе истории железной дороги. При этом 44 предмета имеют номера государственного каталога музейного фонда Республики Беларусь. Среди экспонатов – почти 500 единиц техники, в том числе локомотивы, вагоны, другой подвижной состав и ремонтное оборудование.
– Часть экспозиции создавалась при участии командования железнодорожных войск и лично генерала Анатолия Степука, – рассказывает заведующий музеем Владимир Руцкий. – Сейчас мы также работаем в контакте с департаментом транспортного обеспечения Министерства обороны.
Наличию такой экспозиции по-доброму позавидовали даже коллеги из аналогичного музея в Варшаве, недавно посетившие Барановичи. Ведь здесь основу отдела техники составляют натуральные образцы, их можно потрогать руками и даже прокатиться.

Техника – особая гордость музея. Большое внимание здесь уделяют содержанию экспонатов в эстетическом состоянии, ведь они располагаются под открытым небом на территории 2,3 гектара. Регулярно их ремонтируют. Над каждым локомотивом или вагоном «шефствует» определенное предприятие Барановичского отделения дороги, которое поддерживает его в надлежащем порядке.

Техника – особая гордость музея. Большое внимание здесь уделяют содержанию экспонатов в эстетическом состоянии, ведь они располагаются под открытым небом на территории 2,3 гектара. Регулярно их ремонтируют. Над каждым локомотивом или вагоном «шефствует» определенное предприятие Барановичского отделения дороги, которое поддерживает его в надлежащем порядке.

– В минувшем году отремонтировано свыше 25 экспонатов и более половины рельсошпальной решетки, – рассказывает Владимир Владимирович. – С особой благодарностью хочу отметить работников местных дистанций пути и защитных
лесонасаждений, а также локомотивного депо Барановичи. Помогают лидские, волковысские и лунинецкие локомотивщики. К поддержанию техники в хорошем состоянии все относятся ответственно. Как правило, это поручают молодым сотрудникам, и приятно видеть их увлеченность историей.
Наибольший интерес у посетителей, разумеется, вызывают экспонаты, расположенные под открытым небом. Среди них – паровозы серии Э и немецкий ТЭ, который перешел нашей железной дороге по репарационному акту, и, отработав свой срок в одном из депо, был направлен в музей. Неизменный интерес вызывает действующий макет Барановичского железнодорожного узла, развернутый в пассажирском вагоне. Существуют планы по его реставрации, так как макету уже два десятилетия.
Экспозиция регулярно пополняется. Не станет исключением и 2016 год: уже принято решение о передаче маневрового тепловоза серии ЧМЭ из локомотивного депо Барановичи. Экспонат, который находится в исправном состоянии и еще совсем недавно выполнял маневровую работу, как ожидается, появится в музее ко Дню железнодорожника.
В дни майских праздников традиционно растет число российских туристов. Но, как отмечает Владимир Руцкий, в минувшем году вырос интерес к истории нашей магистрали у гостей из дальнего зарубежья. Музей посещали туристы из Германии, Франции, Люксембурга, Израиля, Канады и США. Активны и граждане соседних Польши, Латвии, Литвы и Украины.
В истекшем году музей посетило более 10 тыс. человек.
– Если во время учебного года на экскурсии приходит немало школьников, то в летний период аудитория более взрослая, – говорит Владимир Руцкий. – Мы участвуем во многих городских и республиканских мероприятиях, благодаря чему к нам приезжают самые разные категории посетителей. Минувшим летом, к примеру, в Барановичском районе проходил международный байкерский фестиваль Moto Fest West 2015.
У нас побывали многие его участники, по рекомендации которых приехало еще больше гостей, в том числе из Санкт-Петербурга.
В прошлом году музей и его экспонаты стали декорациями в нескольких телевизионных проектах. В частности, здесь проходили съемки документального фильма Первого национального телеканала «Освобожденная Европа», посвященного 70-летию окончания Второй мировой войны. А телеканал ОНТ работал над очередной серией проекта «Обратный отсчет» под рабочим названием «О чем не сообщало Совинформбюро».
12 (2)Коллектив музея, который по итогам работы в 2015 году победил в дорожном конкурсе в номинации «Лучший музей отделений Белорусской железной дороги», – всего лишь семь человек. Владимир Руцкий, полковник запаса, возглавил его чуть больше года назад. До этого, окончив Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны, прошел путь от командира взвода до начальника радиотехнических войск Западного оперативно-тактического командования Военно-воздушных сил. Однако сфера железнодорожного сообщения знакома ему с детства. Его отец, Владимир Иванович, – почетный железнодорожник, отдал Барановичскому отделению больше четырех десятилетий. Три десятка лет трудилась на магистрали и мать Лидия Семеновна. Традиции железнодорожников продолжают брат, а также супруга Владимира Владимировича – Ирина Викторовна. Сам заведующий музеем признается, что, придя из другой профессиональной сферы, все свободное время теперь посвящает изучению истории магистрали и ее техники. Ведь чтобы заинтересовать других, этим делом нужно увлекаться самому.
– В музее работают хранитель фондов и младший научный сотрудник, слесарь, уборщик помещений и два уборщика территории, – рассказывает Владимир Руцкий. – Благодаря стараниям коллектива мы повысили интерес к нашему музею со стороны жителей и гостей нашего города, а также зарубежных туристов. Расширили присутствие в интернет-пространстве, разработали информационно-справочные материалы, приглашаем отечественные и международные делегации. В минувшем году, к примеру, активно участвовали в акции «Поезд «Экспресс ООН – 70». Коллективом проделана немалая работа, которая и была отмечена признанием на дорожном уровне. Это продолжаем и в нынешнем году, готовим немало интересных проектов и мероприятий.
У музея – большое будущее. Приглашаем посетить нашу экспозицию всех любителей истории магистрали и железнодорожной техники, а также всех других любознательных гостей.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика