Октябрь
Пт
04
2024

История, которой гордятся

Музей истории железной дороги, расположенный в Калинковичской гимназии, распахнет свои двери для жителей и гостей города этой осенью. А пока он пополняется новыми экспонатами.

Паровоз серии Эр, установленный на Привокзальной площади в Калинковчах

Паровоз серии Эр, установленный на Привокзальной площади в Калинковчах

– История развития железнодорожного транспорта в Калинковичах началась 134 года назад, – отмечает директор образовательного учреждения Наталья Мохорева. – Едва ли не в каждой семье города есть представители железнодорожных профессий. Поэтому важно, чтобы наши гимназисты знали о том, на каких предприятиях работали их дедушки и бабушки, трудятся родители, гордились своими родственниками. В этом и проявляется связь поколений, заключается патриотическое воспитание.
В 2015 году Наталья Владимировна выступила инициатором создания в гимназии музея. Экспозиция охватывает период с конца ХIX века и до наших дней.
Первое, что увидят посетители музея, – информационный блок под названием «Здесь будет город заложен», повествующий о начале строительства в 1882 году Полесских железных дорог, которые стали частью транспортного коридора между Востоком и Западом. На старых фотографиях – первоначальный вид зданий вокзала станции и паровозного депо. В 1915-м Калинковичи стали железнодорожным узлом в результате строительства участка Жлобин – Овруч Петербурго-Одесской дороги.
…Название стенда «Они сражались за Родину» говорит само за себя. С начала оккупации в городе были созданы подпольные организации. Одной из первых стала действовать группа, сформированная из железнодорожников. На их счету – 54 случая пуска под откос подвижного состава врага, повреждение и вывод из строя 14 паровозов и более 100 вагонов.
На стенде – список членов подпольной организации, а также фотографии железнодорожников-партизан и подпольщиков Ивана Мохорева, Николая Киселюка, Петра Ануфриева, Ивана Змушко, Василия Боровика, Якова Дорошко и солдата-красноармейца, участника Парада Победы в Москве Владимира Козлова.
На днях экспозицию пополнил стенд «Смугнар», который подробно рассказывает о смелости молодых отважных подпольщиков-железнодорожников. Они действовали под лозунгом «Смерть угнетателям народов!» (коротко – «Смугнар»).
Отдельный стенд посвящен станции Калинковичи. Огромный урон понесла она в период Великой Отечественной войны. Железнодорожный узел был полностью разгромлен. Сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков 14 января 1944 года начались восстановительные работы. Мощный трудовой порыв железнодорожников и жителей города позволил быстро восстановить разрушенное войной путевое и станционное хозяйство. За последующие пятилетки значительно возрос грузо- и пассажиропоток, активно обновлялся подвижной состав. В 1970 году был возведен пешеходный мост через Полесский парк на Подольскую сторону, построена сортировочная горка, уложены семь новых путей. За высокие трудовые достижения коллектив станции неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем, становился победителем отраслевых соревнований.
В ближайших планах администрации гимназии – ко Дню железнодорожника оформить стенды об истории дистанций пути, сигнализации и связи, локомотивного депо.
Пока же фонды пополняются материалами – учебными пособиями, фотографиями, документами, инструкциями работников железной дороги минувшего столетия. Есть среди экспонатов настоящие раритеты: фонарь обходчика пути, форменная фуражка дежурного по станции и другие.
Большую работу и помощь в создании экспозиции оказывают бывший начальник отдела идеологии райисполкома Наталья Михайлова, краевед Александр Лякин, учителя гимназии Светлана Канаш и Елена Кохан.

Сергей
САКОВИЧ

Яндекс.Метрика