Декабрь
Вт
03
2024

Под перестук колес вагонных…

Просторный дом семьи Шевцовых в Калинковичах находится в конце улицы Подольской, расположенной рядом с локомотивным депо.

Тамара И Михал Шевцовы

Тамара И Михал Шевцовы

Ее жильцы привыкли засыпать и просыпаться под перестук вагонных колес. «Этот звук для нас давно стал родным и привычным», – признаются Лидия Шевцова и ее дочь Тамара – представители трудовой династии, вся жизнь которых неразрывно связана с Белорусской железной дорогой.

…И встретил свою судьбу

…В 1938 году 23-летний уроженец деревни Ящицы Жлобинского района Михаил Шевцов, окончивший юридические курсы, приехал работать инспектором отдела кадров на созданную в Калинковичах дистанцию сигнализации и связи. Едва сошел с поезда – и встретил свою судьбу: 19-летнюю красавицу Тамару, оператора при дежурном по станции.
– Это была моя свекровь, в честь которой потом назвали и дочь, – поясняет Лидия Петровна. – Она устроилась на железную дорогу вслед за матерью – Марией Гвоздь, которая пришла сюда в начале прошлого века. Принимала активное участие в строительстве железнодорожного узла, а спустя несколько лет стала монтером пути. Таким образом, родоначальницей нашей династии, как это ни удивительно, является женщина: сильная, мудрая, трудолюбивая – именно такой мне описывал свою бабушку муж.

Люди на Макаровом болоте

Семья Гвоздь жила в одном из немногочисленных домов в конце улицы Подольской, на так называемом Макаровом болоте – в честь Макара Корнеевца – первого жителя, который рискнул поставить в этих труднопроходимых местах небольшой курень. Дождливой осенью и половодной весной здесь можно было передвигаться только на лодках. Но зато из окон открывался живописный вид: старый лес, застывший на берегу голубой глади, – полное единение с природой. Сюда и привела мужа Тамара. Молодые строили планы на будущее, мечтали о дальнейшей учебе: Михаил собирался получить высшее образование. Думали о детях и собственном домике, который хотели поставить рядом с родительским. Но на семейное счастье судьба отвела молодым Шевцовым всего три года…

Валентин Шевцов

Валентин Шевцов

…Лидия Петровна протягивает мне фотографию, датированную 1939-м. С нее смотрят счастливые Михаил и Тамара, у которых недавно родился первенец – сын Валентин. А еще через пару месяцев главе семейства, как ответственному работнику, доверят важную миссию – устанавливать советскую власть в Бресте. Шевцовы отправятся в неизвестность. Там, в незнакомом городе, Тамара и станет вдовой: накануне Великой Отечественной войны супруг в одночасье «сгорит» от обострившегося туберкулеза. Молодая женщина вернется в родной город и в 50-е, как когда-то мечтала с Михаилом, построит себе и любимому сыну небольшой домик недалеко от родительского гнезда.

«Буду железнодорожником»

После войны Тамара вернулась на прежнюю должность оператора при дежурном по станции Калинковичи.
Сын Валентин практически каждый день прибегал к ней на работу, где мог часами напролет провожать и встречать спешащие через узел паровозы, знакомился с машинистами и помощниками, которые неоднократно разрешали пытливому мальчишке побывать в кабине паровоза. Когда же подрос, заявил матери: «Вырасту, выучусь – и тоже буду железнодорожником». Поначалу все задуманное легко исполнялось: после семилетки Валентин устроился в паровозное депо кочегаром, а вскоре перспективного молодого работника отправили на курсы подготовки машинистов.
– Для помощника того времени главное в пути – хорошо топить паровоз, – рассказывает Лидия Петровна. – Кочегар бросал уголь не в топку, а в лоток. Помощник же засовывал лопату в топку и «трусил» ее веером, стараясь ровно рассыпать уголь. Если слой ровный, одноуровневый, тогда и огонь ровный, яркий. В этом случае топливо сгорает полностью, отдача хорошая. И паровоз, легко набрав обороты, мчится быстрее. Вот и представьте, как чувствовал себя помощник, проводивший у дышащей жаром топки 8 – 16 часов. Труд адски тяжелый, выматывающий, подрывающий здоровье. Но Валентин никогда не жаловался на усталость. Наоборот, работал, не жалея себя, и упорно шел к осуществлению мечты детства.
Но мечтам не всегда свойственно сбываться – Шевцов не прошел медкомиссию по зрению. Вскоре из-за этой проблемы его перевели слесарем в цех по ремонту и обслуживанию тепловозов.

Тамара и Лидия Шевцовы

Тамара и Лидия Шевцовы

– Сказать, что муж переживал – не сказать ничего. Ходил сам не свой, а я, как могла, его поддерживала, успокаивала, – вспоминает Лидия Петровна. – Он часто повторял: «Ведь до мечты было рукой подать. Если бы ты знала, как трудно и обидно вот так неожиданно остаться не у дел».
То ли тяжелая работа, то ли излишние переживания подкосили здоровье Валентина, и его неожиданно не стало через пару месяцев после пятидесятилетнего юбилея. Вымоленных у Бога детей (а первые пятнадцать лет брака Шевцовы прожили без надежды на продолжение рода) – 13-летнюю Тамару и 12-летнего Игоря – Лидии Петровне пришлось поднимать одной.
В одночасье она стала главой семьи.
…Забежав далеко вперед, мы не вспомнили историю знакомства Валентина и Лидии. А ведь она практически до мелочей напоминает встречу его родителей. Все то же место – станция Калинковичи, куда в 1957 году пришла работать стрелочницей 18-летняя уроженка Гулевич: веселая, бойкая хохотушка Лидия.
Здесь она трудилась 37 лет: прошла путь до дежурного по сортировочной горке.

За вагонами вагоны…

– Тяжелее всего было работать стрелочницей. Это сегодня за человека многое делает техника, – вспоминает Лидия Петровна. – На станции было два паровозных парка: Полесский с 12 путями и Подольский (9 путей). Каждый из них делился на два участка, за которым и закреплялся стрелочник.

Вокзал станции Калинковичи

Вокзал станции Калинковичи

Всего – четыре человека на смену. Без работы практически не сидели: движение интенсивное, поезда идут и идут, а ты только успевай вручную по указаниям старшего стрелочника переводить стрелки.
Также они помогали формировать составы. Раций и мобильных телефонов в то время не было. Поэтому приходилось учиться понимать друг друга по условному свисту: долго не накричишься, находясь на большом расстоянии. А если из-за дождя или ветра не слышны или не понятны задания составителя, бежали ему навстречу, ведь одна неправильно переведенная стрелка – большая беда. За смену по путям стрелочники наматывали десятки километров, а пары сапог им хватало на месяц. Особенно непросто было снежной зимой, когда стрелки то и дело засыпало. Приходилось их чистить всю смену напролет, даже ночью, под свет керосинового фонаря.
Когда появились первые аккумуляторные фонари и переносные рации, стало немного легче. Правда, последние весили ни много ни мало – 10 килограммов.
Валентин, видя, как непросто приходится молодой супруге, однажды сказал: «Надо тебе, Лидочка, учиться». Так и сделали. Спустя некоторое время девушка поступила заочно в Оршанский техникум железнодорожного транспорта. После окончания пошла на повышение – в списчицы вагонов.
– Такой должности давно нет на железной дороге, ведь каждый вагон, проходящий через станцию, заблаговременно внесен в компьютерную программу. Там же отмечен его номер, вес, груз и дальнейший маршрут, в соответствии с которым формируют составы, – рассказывает Лидия Шевцова. – В 60-е годы за ведение этой документации отвечал списчик. Приходилось встречать каждый вагон, фиксировать данные в специальном журнале и с помощью меловой разметки помечать для составителя, чтобы было понятно, куда его следует отправить. И если стрелочнику в первую очередь требовалась физическая выносливость, то списчику – внимательность.

Паровоз серии Эр, установленный в Калинковичах

Паровоз серии Эр, установленный в Калинковичах

На пенсию Лидия Петровна вышла в 1995 году с должности дежурного по сортировочной горке.

Новое поколение Шевцовых

Продолжила железнодорожную династию ее дочь Тамара, которая более двадцати лет работает билетным кассиром на железнодорожном вокзале.
– Разве в какую-то другую сферу я могла пойти, если все вокруг – и родные, и друзья, и соседи – железнодорожники? – улыбается женщина.
Эту же стезю выбрала и внучка Лидии Шевцовой – Татьяна, которая год назад окончила Белорусский государственный университет транспорта. Сегодня девушка в декретном отпуске – живет в Минске и растит сына Ярослава, но выбранной профессии изменять не собирается. Благодаря маме и бабушке она знает все о своих предках, отдавших железной дороге много лет. Знает и гордится.

Татьяна ЗУБЕЦ

Яндекс.Метрика