Хоть завтра в рейс!
Два паровоза серии ТЭ и Эу восстановили за последние месяцы специалисты Брестского музея железнодорожной техники и локомотивного депо. Кропотливая работа по их обновлению позволила продлить экспонатам жизнь и сохранить уникальными для посетителей.
– Техника была уже в не очень хорошем состоянии, поэтому за ее обновление взялись в первую очередь, – рассказал директор музея Михаил Круглей. – Пришлось приложить немало усилий, так как некоторые узлы покрылись ржавчиной. Ее отчистили, поврежденные места покрасили. Огромную работу по восстановлению паровоза ТЭ-8026 выполнили своими силами под руководством опытнейшего реставратора – младшего научного сотрудника Феофана Денисовича. А вторую машину серии Эу 699-45 нам обновили в локомотивном депо. Теперь оба паровоза ждут своих посетителей.
Паровоз серии Эу – старейший, а потому один из самых ценных экспонатов музея. Он был выпущен в 1929 году на Брянском паровозостроительном заводе (кстати, первый локомотив этой серии изготовили еще раньше – в 1912-м). Его расчетный вес с тендером – 130 тонн, нагрузка на ось – 16,4 тонны, а конструкционная скорость – 65 км/ч. Благодаря небольшой нагрузке на рельсы, а также экономичности, простому управлению и ремонту (за надежность машинисты дали ему ласковое прозвище «эхо» и шутливое «эшак») такие паровозы лучше других подходили для перевозок на прифронтовых участках во время Великой Отечественной войны. Из них формировали паровозные колонны, в том числе и особого резерва Наркома путей сообщения, которые могли длительное время обходиться без обслуживания в депо.
Обновленный тепловоз до 1941 года работал на Северокавказской магистрали имени Ворошилова. После войны до 1972-го эксплуатировался в локомотивных депо Волковыск, Полоцк и Брест. Затем стоял на приколе, после чего передали в этот музей. По словам его сотрудников, такие паровозы выпускались до 1957 года во многих странах. За более чем 40 лет с конвейера сошло около 11 тыс. единиц. Интересный факт: по количеству построенных железных машин и общей продолжительности выпуска паровозы серии Э сегодня являются рекордсменами в истории мирового паровозостроения. Кроме того, это одни из самых надежных паровозов, которые когда-либо выпускались.
Не только техника обновляется в музее. Здесь уделяется внимание доступности и наглядности визуальной информации для посетителей, ведь ежегодно его посещают до 50 тыс. человек, в том числе туристы из Польши, Германии, Чехии, Франции, Китая. В этом году обновлены некоторые стенды: схема размещения музейных экспонатов, портреты железнодорожников – Героев Социалистического Труда и Советского Союза, а также кавалеров орденов Славы. Особым интересом у посетителей музея пользовалась выставка, приуроченная ко Дню Победы.
А вот у их «собратьев» серии ТЭ – другая судьба. Это трофейные военные машины 52-й серии, построенные в Германии в 1942 – 1943 годах. На железные дороги СССР во время Великой Отечественной и после ее окончания поступило более 2 тыс. единиц такой техники. Однако не обошлось без внесения изменений – Министерство путей сообщения 52-ю серию заменило на ТЭ, сохранив заводскую нумерацию. В этой аббревиатуре буква «Т» значит «трофейный», а «Э» – серия советского паровоза, близкая по мощности немецкому. В настоящее время их сохранилось немного – около 300 единиц во всем мире (из них около 200 – в России), в том числе и в частных коллекциях. А в Брестском железнодорожном музее – четыре паровоза этой серии.
– Сейчас в музее находится 50 единиц техники – 18 паровозов, 15 тепловозов, два паровых крана, почтовый вагон и три пассажирских выпуска 1926 – 1928 годов и самый старый 1905 года, а также другие, – рассказал Михаил Васильевич. – За последние 2,5 года собственными силами удалось обновить большинство раритетов. Сейчас хотим восстановить еще один паровоз – легендарный П-36, имеющий прозвище «Победа» или «Генерал» за цветные полосы («лампасы») по бокам. Полностью завершить работы планируем к осени.
Совсем недавно – 15 мая – музею железнодорожной техники КСЦ Брестского отделения исполнилось 14 лет. Хорошей новостью для коллектива стало присвоение ему первого места в номинации «Лучший музей обособленного структурного подразделения отделения Белорусской железной дороги» по итогам работы в 2015 году.
В этом, безусловно, заслуга всех специалистов, которые здесь трудятся, а также руководства КСЦ, которое содействует в решении возникающих вопросов.
Юрий ФЕДОРЕНКО