Общие задачи, общий интерес
Пути и способы создания здоровых и безопасных условий труда на Белорусской магистрали обсудили на дорожном двухдневном совещании в Орше.
В нем приняли участие представители министерств и ведомств Беларуси, железнодорожных администраций стран Содружества, специалисты по охране труда. Перечень тем, вынесенных на рассмотрение, был весьма широк: от анализа состояния производственного травматизма и эффективности мер по его предупреждению до проблем формирования культуры безопасности труда, вопросов организации медицинского обслуживания и психологических аспектов профессиональной надежности работников железнодорожного транспорта. В рамках семинара состоялась выставка, где можно было ознакомиться с современными средствами индивидуальной защиты.
Мероприятие началось с чествования победителей и призеров дорожных конкурсов по охране труда за 2015 год. Награды вручал главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров. Он отметил значимость данных соревнований для повышения уровня профессиональных знаний профильных специалистов, что в свою очередь способствует улучшению ситуации с состоянием охраны труда на дороге в целом.
– Мы собрались здесь, чтобы подвести итоги проделанной работы, обозначить имеющиеся проблемы, определить пути их решения, – сказал, обращаясь к участникам совещания, Валерий Николаевич. – В текущем году допущено 6 несчастных случаев на производстве, в том числе 3 – с тяжелым исходом. Необходимо повышать персональную ответственность руководителей, особенно, в части создания безопасных условий труда, улучшения качества обучения персонала. Данный семинар дает хорошую возможность обменяться опытом, изучить передовые разработки в данной области, взять что-то на вооружение.
Вопросам охраны труда в нашей стране уделяется большое внимание, они всегда на особом контроле, отметил начальник отдела управления инноваций, научно-технической деятельности и транспортной безопасности Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Павел Бречко. Ситуацию с производственным травматизмом в подведомственных организациях он охарактеризовал как удовлетворительную. Количество пострадавших сокращается. И данная положительная динамика наблюдается уже не первый год. Снижение уровня производственного травматизма стало возможным благодаря хорошей работе Белорусской железной дороги – самой крупной организации в системе Минтранса.
– Но это не повод для самоуспокоения, – предупредил Павел Бречко. – Вопросы обеспечения безопасности людей на производстве должны находиться на постоянном контроле. В этой пятилетке необходимо приложить максимум усилий для сокращения удельного веса рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
Павел Иванович также обратил внимание на прослеживающуюся в нашей стране зависимость: чем больше средств затрачивается на охрану труда, тем заметнее сокращается количество травмированных на производстве. «В связи с этим считаю, что средств на охрану труда никогда жалеть не надо, иначе это может привести к негативным последствиям», – подытожил представитель Минтранса.
На постоянном контроле
В ушедшем году на Белорусской магистрали произошло 22 несчастных случая, травмировано 24 работника, из них 2 – со смертельным и 14 – с тяжелым исходами (для сравнения: в 2014-м зафиксировано 25 случаев, пострадало 26 человек, из них 5 – со смертельным и 16 – с тяжелым исходами).
Руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро отметил, что наиболее неблагополучная обстановка сложилась в Барановичском отделении, где произошло 8 несчастных случаев. Отсутствие должного контроля со стороны руководителей локомотивного депо Лида и Лидской дистанции пути привело к тому, что в этих структурных подразделениях травмировано по 3 работника. Сложная ситуация с травматизмом была в хозяйствах электрификации и электроснабжения, а также пассажирском. Наиболее травмоопасной в прошлом году стала профессия электромонтера (4 пострадавших).
Среди основных причин нарушений требований охраны труда – безответственное отношение самих работников, а также невыполнение руководителями организаций своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдению требований промышленной и электробезопасности, производственно-технологической дисциплины.

Начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Витебского отделения Андрей Лычков с дипломом за лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства
В 2015 году проводились обследования состояния охраны труда по 9 хозяйствам для выявления общих недостатков и их устранения. В Жлобинском, Барановичском, Полоцком и Могилевском узлах прошли дорожные Дни охраны труда. По результатам проверок выдано 1429 предписаний, актов и справок, за допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности 138 работников, один уволен, с двумя расторгнуты контракты, изъято 702 талона-предупреждения, примерно 3 тыс. железнодорожников лишены премиальных выплат, 311 направлены на внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда.
Приведено в соответствие с гигиеническими нормативами 570 рабочих мест, где занято 874 человека, улучшены условия труда еще для 440, повысили квалификацию в области охраны труда 6287 железнодорожников. На выполнение этих мероприятий в ушедшем году было направлено 94,1 млрд. руб.
В 2016-м данная работа продолжается. Совершенствуется нормативная база, создаются обучающие пособия и видеоролики, внедряются современные средства индивидуальной защиты. Приняты в промышленную эксплуатацию автоматизированные системы «Охрана труда» и «Контроль состояния промышленной безопасности».
Руководитель службы напомнил, что 2016-й объявлен в нашей стране Годом безопасного труда в энергетике. «В связи с электрификацией новых участков пути вопрос электробезопасности необходимо держать на постоянном контроле и неукоснительно соблюдать требования нормативных актов», – подчеркнул Юрий Гимро. Он также обратил внимание на важность выполнения графиков сменности, содержания в надлежащем состоянии оборудования, инструмента, механизмов и территории, повышение качества техучебы.
Взять на вооружение
С разработками российских железнодорожников своих белорусских коллег ознакомил представитель ОАО «РЖД» Николай Сосунов. В частности, с методикой оценки влияния человеческого фактора на возникновение случая травматизма и определения доли ответственности причастных работников к этому событию. Он также рассказал о создании типового виртуального класса по охране труда, призванного повысить качество подготовки персонала, и о внедрении профильных виртуальных классов по отдельным хозяйствам. Поделился опытом применения спецодежды для защиты от термических рисков электрической дуги и наведенного напряжения. Использование виртуальных классов и современных средств индивидуальной защиты может быть полезным и на Белорусской магистрали, в первую очередь для работников хозяйства электрификации и электроснабжения, отметил, заслушав выступление, Валерий Шубадеров. Он также высказал уверенность в продолжении тесного сотрудничества в данной сфере с российскими коллегами.

Участники совещания знакомятся с образцами спецодежды для защиты от термических рисков электрической дуги и наведенного напряжения
На страже здоровья
Руководитель Республиканского центра медицинского обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Светлана Тузина проинформировала присутствующих о деятельности данного учреждения. По ее словам, в прошлом году уровень заболеваемости работников магистрали, непосредственно занятых в перевозочном процессе, вырос, но все равно остался ниже общереспубликанского показателя. Наибольший удельный вес составляют острые респираторные вирусные заболевания. На втором месте – болезни костно-мышечной системы. На третьем – травмы, на четвертом – проблемы пищеварения, на пятом – системы кровообращения (причем основная доля здесь приходится на артериальную гипертензию). Светлана Васильевна подробно остановилась на деятельности врачебно-экспертной комиссии и Центральной врачебно-экспертной комиссии. Отметила эффективность открытых во всех санаторных подразделениях магистрали кабинетов функциональной диагностики, позволяющих железнодорожникам проходить необходимые обследования. «Вопросы состояния здоровья тесно связаны с темой охраны труда и обеспечением безопасности движения, – суммировала докладчик. – Человек, имеющий проблемы со здоровьем, не может полноценно выполнять свои обязанности. Поэтому наша общая задача – охрана здоровья и труда работников магистрали».
Особый интерес у слушателей вызвал доклад начальника отдела управления профессиональными рисками и охраны профессионального здоровья Республиканского центра охраны труда Минтруда и соцзащиты Татьяны Рыбиной. Она познакомила участников семинара с результатами мониторинга психофизического состояния работников ЦУПа Белорусской железной дороги, рассказала о методах коррекции нарушений здоровья.
– Главная цель исследования – выявление изменений в организме на раннем этапе, когда они еще не успели развиться в заболевание и могут быть скорректированы, – пояснила специалист. – Работа поездных диспетчеров одна из самых напряженных на железной дороге, она дает высокий риск нарушений здоровья. Мы определяли уровень их утомляемости в процессе трудовой деятельности.
По словам докладчика, было установлено, что около 21% работников не полностью восстанавливались после отдыха от предыдущей смены. У всех обследованных сотрудников, работающих в ночное время, а также у большинства работающих днем, наблюдалось изменение суточного ритма артериального давления. Половина из них имеет предрасположенность к стресс-индуцированной артериальной гипертензии.
– Основная функция данной категории работников – внимание – в течение всей смены остается на должном уровне, – прокомментировала Татьяна Рыбина результаты мониторинга. – Поездные диспетчеры ЦУПа справляются со своей работой. Однако это сопровождается ухудшением их самочувствия, активности, вегетативной дисфункцией, что проявляется в нарушениях механизмов регуляции артериального давления.
Сохранить здоровье в такой ситуации, по мнению медика, помогут специально разработанные биологически активные пищевые добавки, призванные стимулировать восстановление нервной системы. Их можно рассматривать как средства индивидуальной защиты.
Одной из главных задач в сфере охраны труда является создание положительного отношения работника к выполнению своих обязанностей, к требованиям дисциплины и безопасности. Об этом присутствующим напомнила ведущий специалист службы организационно-кадровой работы Управления Белорусской магистрали Наталья Камкичева. Ее доклад был посвящен обучению работников магистрали в Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Большой интерес вызвала переносная видеосистема для проведения коммерческого и технического осмотра вагонов, которая позволяет специалистам осуществлять свою работу без подъема на подвижной состав. Также были представлены передовые разработки для прохождения предрейсовых медицинских осмотров («Электронная система медицинских осмотров») и новейшие средства индивидуальной защиты.
На второй день состоялось совещание главных инженеров Белорусской магистрали под председательством Валерия Шубадерова. Его участники посетили Рельсосварочный поезд № 10 станции Орша, где ознакомились с организацией работы по охране труда. Такое внимание неслучайно. По итогам 2015 года РСП-10 признан лучшей организацией по охране труда в системе Минтранса.
Инга МИНДАЛЁВА