Движение нового качества
Торжественная церемония открытия регулярного движения поездов на электровозной тяге в направлении Гомель – Минск – Гомель прошла в городе над Сожем. Это знаковое для всей страны мероприятие состоялось с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко.
Также присутствовали министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов.
Руководитель стальной магистрали доложил Президенту о выполнении поручений Главы государства по электрификации участков Белорусской железной дороги и перспективах ее развития. Соответствующие работы на участке Гомель – Жлобин – Осиповичи протяженностью 193 км были выполнены в 2011 – 2015 годах. Открытию регулярного движения поездов на электровозной тяге по направлению Гомель – Минск – Гомель предшествовало выполнение целого ряда мероприятий.
Масштабная работа
В конце 2015-го завершили электрификацию участка Гомель – Жлобин протяженностью 86 км. Были построены контактная сеть и высоковольтные линии внешнего электроснабжения, две тяговые подстанции, выполнена реконструкция питающих подстанций РУП «Гомельэнерго». Это стало окончанием второго этапа инвестиционного проекта «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи» (2-й этап начали в апреле 2013 года).
Также была проведена масштабная модернизация и реконструкция инфраструктуры. В частности, в локомотивном депо Гомель электрифицировали подъездные пути, оборудовали базу для обслуживания электроподвижного состава, подготовили ремонтно-технический персонал. Работники локомотивных депо Гомель и Жлобин прошли обучение для работы на электровозах и электропоездах.
В январе – апреле 2016 года на участке Гомель – Жлобин и Гомельском железнодорожном узле проводились необходимые технические и технологические мероприятия по подаче напряжения в питающие линии тяговых подстанций «Вирская» и «Костюковка». Особое внимание на данном этапе уделили вводу в эксплуатацию устройств СЦБ с применением современной микропроцессорной централизации и автоблокировки.
С ускорением
Специалисты Белорусской железной дороги отрабатывали принципиально новые решения и технологии, впервые применяемые алгоритмы исполнения микропроцессорных систем интервального регулирования движением поездов со скоростями до 160 км/ч. Причем все это – с использованием впервые произведенного в Беларуси оборудования, что потребовало дополнительных проверок и отработки режимов функционирования.
Со 2 мая нынешнего года Белорусская железная дорога начала тестовую подконтрольную эксплуатацию инфраструктуры и электроподвижного состава на участке Гомель – Жлобин. Это позволило организовать перевозки пассажиров электропоездами региональных линий экономкласса. Также в режиме тестовой подконтрольной эксплуатации осуществлен переход на электровозную тягу и грузового движения.
С 3 июня в режиме подконтрольной эксплуатации открыли движение электропоездов межрегиональных линий бизнес-класса на участке Гомель – Минск – Гомель. Использование нового подвижного состава позволило сократить время в пути поезда № 707/708 от Минска до Гомеля с 3 часов 42 минут до 2 часов 59 минут.
На новой технике
В рамках мероприятия Главе государства продемонстрировали новейшую железнодорожную технику – семивагонный электропоезд межрегиональных линий (ЭПМ), который планируется использовать для перевозки пассажиров между Гомелем и Минском.
Сейчас проводятся ходовые приемочные и сертификационные испытания этого подвижного состава. Данный электропоезд имеет ряд преимуществ, которые позволят обеспечить комфорт дальних поездок. В поезде межрегиональных линий 382 места, в том числе 16 – первого класса, объединенных в отдельную зону повышенной комфортности в одном из головных вагонов. В новом составе предусмотрены просторные салоны, удобные сиденья с возможностью регулировки положения. Есть буфет, а также 5 туалетных комплексов, один из которых предназначен для людей с ограниченными физическими возможностями.
Президенту также представили грузовой электровоз БКГ2. Провели презентацию современной ремонтно-путевой техники.
Регулярное движение поездов на электровозной тяге на участке Гомель – Минск открыл грузовой поезд, ведомый электровозом БКГ1. Состав был сформирован из вагонов с грузами сельскохозяйственного и промышленного назначения.
Повышать конкурентоспособность
На церемонию были приглашены работники и ветераны Белорусской магистрали, студенты и учащиеся транспортных учебных заведений Гомеля.
«Мне очень приятно с вами встретиться. Я вообще очень трепетно отношусь к железнодорожникам», – сказал Александр Лукашенко, общаясь с работниками дороги. По его словам, очень важно видеть, что молодежь идет трудиться на магистраль. на Привокзальной площади Президент также тепло пообщался с пришедшими на мероприятие жителями Гомеля.
Молодым железнодорожникам, как и их более опытным коллегам, предстоит продолжить важную работу по электрификации отечественной магистрали. Такие усилия обещают принести большую выгоду. Основными преимуществами электрификации являются сокращение эксплуатационных расходов, увеличение технической и маршрутной скорости движения поездов, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшение шумовой и вибрационной нагрузки. И пассажиры смогут рассчитывать на дополнительный комфорт. А Белорусская железная дорога повысит конкурентоспособность своих услуг, в том числе по перевозке грузов.
В настоящее время протяженность электрифицированных железнодорожных линий составляет 1128,3 км, или 20,5% от общей протяженности железнодорожных линий Белорусской железной дороги. На электрифицированных участках выполняется 40,6% грузооборота и 46% от общего пассажирооборота.
С течением времени полигон движения на электротяге будет расширяться. С сентября 2015 года начаты строительно-монтажные работы по электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница (протяженность – 84 км). Кроме того, до 2020 года планируется провести электрификацию участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров (139 км). С учетом развития промышленных мощностей предприятий Беларуси проводится работа по оценке целесообразности электрификации железнодорожных участков Барановичского, Лунинецкого и Калинковичского регионов.
Руслан АНАНЬЕВ