И в расшифровке нужна сноровка
В городе над Сожем прошел дорожный конкурс «Лучший по профессии» среди техников по расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей информации регистрирующих устройств локомотивов и моторвагонного подвижного состава. В этом году впервые оценивали представителей данной профессии.
В Гомельском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров собрались шесть участниц со всех отделений магистрали, доказавших на местах свое мастерство и высокий уровень профессионализма.
Опыта – сотни тысяч километров
По словам председателя комиссии, заместителя начальника отдела службы локомотивного хозяйства Сергея Ткаченко, конкурсанток уже можно считать победителями.
– В депо, где они работают, давно существуют свои школы и традиции наставничества, когда более опытные мастера передают свои навыки и умения молодым расшифровщицам. Эта форма приобретения навыков наиболее действенная и эффективная в такой «не массовой» профессии, как расшифровщик, – отметил Сергей Евгеньевич. – Работа техников по расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей – важное звено в цепочке обеспечения безопасности движения поездов. Своевременно выявленные ими ошибки и нарушения локомотивных бригад во время ведения поезда позволяют машинисту-инструктору наиболее оптимально проводить техническую учебу и на какие моменты обратить особое внимание. Поэтому дорожный конкурс профессионального мастерства собрал асов в своем деле.
Сами же участницы, у каждой из которых за плечами многолетний опыт работы и сотни тысяч расшифрованных километров ведения поездов, были похожи на студенток-выпускниц: перечитывали правила технической эксплуатации, «колдовали» над схемами, повторяли условные обозначения, обсуждали по пунктам инструкции по эксплуатации тормозов, по движению и маневровой работе, по сигнализации.
– Все организовано таким образом, чтобы это было не только состязание, но и встреча профессионалов, где можно обсудить последние изменения в нормативной документации, получить от специалистов службы Управления дороги ответы на волнующие вопросы, узнать, как поставлена эта работа на других предприятиях, – отметила представительница локомотивного депо Молодечно Ирина Буравикова.
Вопрос – ответ
Программа конкурса включала три этапа: тестирование, письменные ответы на тематические вопросы и собеседование. Контрольные задания, разработанные специалистами службы локомотивного хозяйства и Дорожного центра, охватывали широкий спектр знаний.
– В них – все то, что мы должны знать и чем руководствоваться в своей работе, – отмечает Ольга Матвеева из Витебска. – Они составлены таким образом, чтобы проверить не только наши теоретические знания, но и оценить практические навыки.
Конкурсный тест – не из легких, заставляет прокрутить в голове должностные инструкции, правила технической эксплуатации, инструкции по сигнализации, движению поездов, нормативной документации, а также устройств систем безопасности и автоведения.
Лучший результат – двадцать правильных ответов из двадцати – у Ирины Бабаевой из локомотивного депо Лида.
– Организаторы очень постарались, чтобы нас максимально загрузить, – отмечает Ирина Романовна. – Но предельное внимание и собранность – главное в моей работе. Поэтому тестирование особых сложностей у меня не вызвало.
Второй этап оказался более сложным, состоял из шести вопросов. необходимо было не только расписать правильное решение, но и объяснить, как действовать локомотивной бригаде при нестандартных ситуациях.
Вот они – «трудные» вопросы. Какими должны быть действия машиниста при внезапном появлении белого огня на локомотивном светофоре во время ведения поезда на перегоне? Что необходимо сделать машинисту при внезапном переключении АЛСН с «З» на «КЖ» во время движения поезда? Перечислить последовательность действий машиниста при ведении поезда в случаях срабатывания датчика контроля состояния тормозной магистрали. К слову, эти примеры – не выдумка, а реальные случаи, которые происходят на магистрали. А знать ответы на них – обязанность техников-расшифровщиков.
Выдержали достойно
По итогам двух конкурсов определились лидеры – Светлана Соловьян из Бреста, Ирина Кныш из Могилева и Наталья Жигадло из Гомеля.
– Если наберу наибольшее количество баллов, буду очень рада. Но даже если и не стану первой, не расстроюсь, так как среди конкурсантов – талантливые и достойные специалисты, – объясняет Светлана Соловьян.
Дополнительные баллы можно было заработать во время устного собеседования с конкурсной комиссией, в состав которой также вошли преподаватели Дорожного центра Сергей Цалко и Андрей Андреев.
Быстро, кратко, а главное правильно отвечала Наталья Жигадло из локомотивного депо Гомель. Она – самый опытный участник конкурса, с большим стажем работы. Более двадцати лет «читает» скоростемерные ленты. В 2014 году в составе команды Белорусской железной дороги принимала участие в конкурсе профессионального мастерства на звание «Лучший работник Дирекции тяги», который ежегодно организуется Центральной дирекцией тяги ОАО «РЖД».
– Да, опыт работы у меня большой. Но все равно перед конкурсом еще раз перечитала специализированную литературу, пересмотрела нормативные документы и правила технической эксплуатации, – признается гомельчанка. – Такие мероприятия дают возможность саморазвиваться, позволяют постоянно обновлять свои знания.
Надо отдать должное участникам конкурса: они весьма профессионально отвечали. Поэтому жюри пришлось нелегко. В итоге по сумме набранных баллов победила могилевчанка Ирина Кныш.
– Экзаменов я не боюсь, но все равно немножко волновалась и переживала за результат, – делится впечатлениями специалист. – Ведь на мне была большая ответственность – я защищала честь своего отделения. Но когда становишься призером конкурса такого уровня, появляется уверенность в своих силах и понимаешь, что ты – на своем месте. А это – главное.
Лидия СЕРГЕЕВА