Успеть за 50 часов
Железнодорожник Дмитрий Дуван на себе испытал, каково это – быть участником приключенческой гонки. Переправа через отвесные скалы, десятки километров по бескрайней глади Ладожского озера на байдарке, непростой веломаршрут и пешие отрезки дистанции – эту гонку неспроста называют приключенческой.
И несмотря на все трудности, дни без сна и отдыха, она каждый год притягивает сотни любителей экстремальных видов спорта.
«Проверь себя на прочность!» Таким был девиз приключенческой гонки Red Fox Adventure Race 2016, которая прошла в одном из уникальных и живописнейших мест российской Карелии, недалеко от поселка Койриноя. Среди ее участников была и белорусская команда: четверка отважных экстремалов, в числе которых и работник Белорусской железной дороги – инженер-проектировщик Гомельского производственного отдела государственного предприятия «Институт «Белжелдорпроект» Дмитрий Дуван. О том, как проходила гонка в нынешнем году и какие испытания приготовили для ее участников организаторы – в сегодняшней публикации.
В этом году гонка отметила маленький юбилей (пятнадцатилетие) и объединила рекордное количество участников – около 500 спортсменов, смелых и отчаянных любителей приключений из разных уголков России, Беларуси, Украины и Эстонии. На старты вышли 27 команд-четверок и 108 команд-двоек в классе Long (50 часов), а также 9 команд-четверок и 67 команд-двоек в классе Short (25 часов). Все они проверили себя на прочность сотнями километров настоящих приключений. Им предстояло преодолеть динамичную и невероятно сложную дистанцию среди красот северной природы. Старт – с байдарочного этапа на берегу крупнейшего пресноводного озера Европы – Ладожского.
Приключения начинаются
– Решение ехать на гонку было принято еще зимой. Тогда же утвердили состав нашей команды, – рассказывает Дмитрий Дуван. – Ребята подписались на эту авантюру, а это значило, что нужно серьезно готовиться к новым испытаниям. К примеру, я особое внимание уделил бегу и байдарке.
…Из Гомеля до Ладожского озера белорусская четверка добралась без приключений. На берегу установили палатки и хорошо отдохнули. День перед гонкой – особенный. нужно сделать очень многое: выспаться, собраться, зарегистрироваться. И, конечно же, не забыть о еде.
– Первым делом мы собрали лодки и протестировали их на Ладоге. Затем – брифинг для участников гонки, где получили карты маршрута. Очень важно было их детально изучить, на что ушло немало времени. В день старта – солнечно и ветрено. Открытие было торжественным. Вокруг столько одухотворенных лиц! – вспоминает Дмитрий. – Словил себя на мысли, что по-настоящему приятно принимать участие в соревнованиях, которые делают такие энергичные и целеустремленные люди.
В этом году белорусы участвовали в классе LONG – это значило, что дистанцию они должны преодолеть за 50 часов. Гонку разделили на три круга.
Первый стартовал с байдарок. Около 200 лодок выстроились в одну линию, и озеро буквально закипело от адреналина участников. Но вскоре каждый вошел в свой ритм – Ладога расставила всех по своим местам. Задача каждой команды – отыскать так называемые контрольные пункты и с помощью электронного чипа в них отметиться.
– Эти точки располагались как непосредственно у воды на скалах, так и на островах. Поэтому иногда приходилось покидать байдарки, был даже один короткий волок. Порой – грести против ветра, – рассказывает Дмитрий. – Далее – пробежка по скальному острову. Затем мы вернулись в базовый лагерь, где была возможность подкрепиться. Там же команда переоделась и отправилась на следующий этап гонки. Кругом – вода, болото, реки, озера плюс накрапывающий дождь…
«Не подмочить» репутацию
На второй круг команда вышла с большими рюкзаками, но в бодром расположении духа. В них, кроме еды, воды и аптечки, было еще снаряжение для технических этапов, командная веревка, репшнур (специальная веревка, применяемая в альпинизме), спасательные жилеты и многое другое.
Первое задание – проехать на велосипедах 22-километровый участок до первого пункта смены видов передвижения с одной контрольной точкой. Там участники нашей команды оставили велосипеды и отправились на коастеринг (бег вдоль береговой линии) по галечному берегу Ладоги, который через полчаса стал скалистым. Лишь спустя полтора часа участникам команды под отвесной скалой удалось найти контрольный пункт. Но он оказался уже вторым на этапе, поэтому ребята поспешили вернуться за первым (он был в 500 метрах позади). «Пропустили по невнимательности, вот и «наказание» – лишние 20 – 30 минут на возвращение», – комментирует Дмитрий.
Пригодились участникам и навыки плавания, причем делать это нужно было с грузом, поскольку один из трех контрольных пунктов фиксировался с использованием снаряжения. Температура воды – всего плюс шесть градусов.
– Во время заплыва, а это где-то около двадцати метров, я снял кроссовки, – вспоминает Дмитрий. – И при этом чуть не потерял неопреновые носки: в них очень неудобно плавать, они тут же набирают воду и пытаются слететь. Поэтому в дальнейшем использовал только кроссовки. Сказать, что было прохладно, – ничего не сказать…
Но приключения только начинались. На острове был еще один контрольный пункт, затем нужно было переплыть на второй остров (примерно в десяти метрах), а со второго – на третий (более тридцати метров). Там участников встречали волонтеры. Однако это была лишь половина пути: назад пришлось возвращаться в такой же последовательности, с одного острова на другой. «После этого любая вода казалась теплой. И мы спокойно преодолевали все водные преграды, не боясь «подмочить» свою репутацию», – с улыбкой говорит Дмитрий.
…Накапливалась усталость. Стали действовать те факторы гонки, когда все уже измеряется часами, а не километрами. Поборов сон, белорусы добрались до первого контрольного пункта на следующем велоэтапе, потом – до остальных. Так доехали до сложных технических этапов. Это были водопады: один – побольше, другой – поменьше. Нужно было спуститься на веревке до середины водопада, затем отметиться и спуститься на удобную площадку (и так на каждом водопаде).
Дальше – переправа через небольшую (шириной метров 10 – 12) реку. Там – никаких судей, имело значение лишь грамотное использование снаряжения. В этом плане у белорусской команды проблем не возникло. С берега поднялись на 500-метровый холм по зарослям по узкой дорожке. Потом частично по грунтовке и асфальту – на технический этап в скальном карьере. Завершающий контрольный пункт – у базового лагеря. Нужно было перейти реку вброд, подойти к невысокому водопаду и отметиться почти у самого потока. Вот это адреналин! Таким был финиш второго круга.
И байдарка, и велосипед
Если два первых – это дистанция со всеми контрольными пунктами, то третий круг давал свободу творчества. Контрольные пункты были обязательными и бонусными, брать можно все в любом порядке с любого вида передвижения. Использовать пришлось и байдарку, и велосипед. Не обошлось без неожиданностей: одну из лодок едва не унесло течением. Дмитрий дает такой совет: ее нужно надежно привязать, даже если кажется, что байдарка не сдвинется с места. К счастью, в этот раз остановить ее помог островок. В противном случае шуструю лодку пришлось бы ловить в открытой Ладоге.
Еще один интересный контрольный пункт с поэтическим названием «Место силы» располагался на холме в центре острова. Панорама отсюда открывается действительно незабываемая.
Одним из заданий стал поиск скального карьера наверху холма. Оказалось, таких объектов было несколько. Команда порядком поплутала в лабиринте, но все-таки нашла нужный.
Затем белорусы пересели на велосипеды и помчались по разбитой грунтовой дороге, потом – по узкой тропе к кирпичной 30-метровой трубе на острове (там тоже нужно было отметиться). Чтобы восстановить силы, решили несколько часов отдохнуть. Остановились в тихом месте, разожгли костер, чтобы согреться, отдохнуть и просто высушить вещи. «В таких ситуациях понимаешь, – говорит собеседник, – насколько важно правильно уметь рассчитать силы, распределять время на сон и питание»…
…Закрепив веревку, ребята по очереди спустились в грохочущий поток водопада и сделали отметки о своем присутствии. И с двухчасовым запасом поехали к финишу.
– Но перед этим нам предстояло попасть на островок в бухте, – рассказывает Дмитрий. – Снова пригодилась байдарка, хотя можно было и проплыть 50 метров. И вот – все позади. Забравшись на холм, где и был финиш гонки, мы радовались тому, что сумели преодолеть эту непростую дистанцию. В протоколе наша команда заняла пятую строку, что даже лучше четвертой – не так обидно! Мы опередили эстонскую четверку и еще около двух десятков других команд.
Затем была торжественная церемония награждения, поздравления коллегам и обещания вновь вернуться в Карелию в следующем году. Последний вечер ребята провели у костра, вспоминая самые яркие моменты своих приключений. Дорога домой тоже была увлекательной и полной ярких впечатлений: Кронштадт, усадьба Римского-Корсакова, источник святого Пантелеймона под Оршей…
– Было здорово, душевно и очень красиво! Трудно? Конечно. Но мы обязательно поедем туда еще, – говорит железнодорожник и турист-экстремал Дмитрий Дуван.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ