Дорога, которая объединяет
Быть такими же ответственными и трудолюбивыми, ценить каждый прожитый день и наполнять его добрыми созидательными делами… Именно этому учит история железнодорожной династии из Жлобина.
Несколько ее поколений, работников Белорусской железной дороги, преданно служили и продолжают служить магистрали. Своими воспоминаниями о близких людях с нашей редакцией поделилась работница группы техдокументации Жлобинской дистанции сигнализации и связи Ирина Шекова.
…В ее неспешном повествовании – глубокое уважение к тем, благодаря кому сама Ирина Владимировна пришла на Белорусскую железную дорогу и отдала ей многие годы жизни. Перед глазами – пожелтевшие фотографии из семейного архива. На одной из них – дедушка Ирины Шековой Герасим Архипович Кравченко.
– Он родом из деревни Камень Злынковского района Брянской области, – рассказывает собеседница. – В Жлобин приехал по направлению после окончания одного из брянских институтов еще до начала Великой Отечественной. Работал в дистанции сигнализации и связи. Когда началась война, был эвакуирован вглубь страны. Но и там трудился по своему профилю: как мог приближал победный май 1945-го.
После освобождения Жлобина вернулся в ставшие родными места, помогал восстанавливать предприятие, где в дальнейшем продолжил работу в должности главного инженера.
– Характер у него был очень доброжелательный, легкий, – продолжает рассказ Ирина Владимировна. – Но когда разговор касался работы, шуткам не было места: он сразу становился предельно серьезным и внимательным. Жил дедушка буквально в трех минутах ходьбы от предприятия, поэтому ему не составляло никакого труда при необходимости выйти на работу. К тому же у него в квартире был установлен служебный телефон (большая редкость по тем временам). В общем, с родной дистанцией он был постоянно на связи. Герасима Архиповича уважали как высококлассного специалиста и отзывчивого человека. Его труд на благо страны и Белорусской железной дороги был отмечен многими высокими наградами – орденами Ленина и Красной Звезды, знаком «Почетному железнодорожнику».
Не так давно Ирина Владимировна узнала, что на малой Родине дедушки в Брянской области создается своя Книга Памяти. Среди известных уроженцев региона будет и имя Герасима Архиповича – необходимые документы о его жизненном и трудовом пути Ирина Шекова в ближайшее время отправит составителям книги.
В 1947 году в Жлобинскую дистанцию сигнализации и связи пришла работать мама Ирины Владимировны – Тамара Герасимовна Кравченко. Начинала она рабочим связи. А после окончания Московского профильного техникума была назначена электромехаником ЛАЗа. И в этой должности трудилась до 1989-го – 42 года!
– В детстве я часто приходила на работу к маме, – вспоминает Ирина Шекова. – От мигающих разноцветных огоньков просто захватывало дух. В силу своего возраста я тогда не понимала, как функционирует то или иное оборудование. Но было осознание того, что от моей мамы зависит стабильная и безопасная работа Белорусской железной дороги. Помню, как мы всей семьей ездили поездами в Гомель или на море: впечатлений было хоть отбавляй!
За высокий профессионализм Тамара Герасимовна была награждена медалью «За доблестный труд», значком «Отличник связи», грамотами «За долголетний и безупречный труд», «За участие во внедрение новшеств», является ветераном труда, о чем говорит соответствующая медаль.
– Многие удивляются тому, что мама столько лет посвятила дороге, – рассуждает Ирина Владимировна. – Чтобы понять это, нужно было жить в то время. Мама была из того поколения, которое очень дорожило и гордилось своей работой. Поэтому получился такой весомый стаж.
Владимир Тимофеевич Царев – отец Ирины Шековой. Сам он не из железнодорожной семьи, но магистраль в его жизни сыграла особую роль. Впрочем, не только она…
Владимир Тимофеевич родом из Одесской области, рос без родителей. В начале войны его вывезли на Урал и определили в один из детских домов. Но уже в 1941-м парень получил аттестат и ушел на фронт. Участвовал в освобождении Беларуси, награжден медалью «За боевые заслуги». О войне он говорил редко, но те скупые воспоминания навсегда остались в памяти его близких. К примеру, рассказывал, как обеспечивалась безопасность движения поездов. Опасаясь налетов фашистской авиации, Владимир Царев и его боевые товарищи перевязывали верхушки деревьев, создавая таким образом живой тоннель для прохождения составов. Немецкие самолеты не замечали такую искусную маскировку и летели дальше…
В годы войны Владимир Тимофеевич получил ранение. А после госпиталя его направили в Ленинградское училище военных сообщений (в настоящее время это Военно-транспортный университет железнодорожных войск Российской Федерации). До 1968 года он служил в железнодорожных войсках – сначала на Урале, затем в Казахстане, а потом его часть перебросили в Жлобин. После увольнения из армии осенью 1968 года он устроился в местную дистанцию сигнализации и связи монтером связи. Работал на предприятии до 1993 года.
– Отец был очень разносторонним человеком, его талант проявлялся во многих областях, – говорит Ирина Владимировна. – Особую страсть питал к музыке (в детском доме играл в самодеятельном симфоническом оркестре!). В годы работы в дистанции ни одно торжественное или праздничное мероприятие не обходилось без его выступлений. В основном он играл на аккордеоне. Не раз признавался, что хотел стать музыкантом, но судьба распорядилась по-другому: он стал военным, а затем и железнодорожником.
А еще он был искусным художником, писал графические картины. Вся наглядная агитация в школе, где я училась, – его рук дело. До сих пор в учебном заведении хранится его уникальная работа: таблица Менделеева, нарисованная на оргстекле, да еще со множеством мигающих лампочек разного цвета. Дети были просто в восторге от этого «учебного пособия» и предмет изучали с большой охотой.
Владимир Тимофеевич был также хорошим спортсменом. Особенно уважал лыжные гонки. В семье до сих пор вспоминают его военные лыжи – короткие и очень широкие. Бывало, в снежную и морозную погоду он привязывал санки с дочерью к своим лыжам и тянул их вперед – словно мощный локомотив изящный вагончик…
Сама Ирина Шекова окончила школу в Жлобине и в 1986 году пришла работать на то же предприятие, где трудились ее близкие. Ее первая должность – телефонистка. Без отрыва от производства поступила в брестский отраслевой техникум (сегодня – колледж) на специальность «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Во время учебы была переведена на должность электромеханика КИПа СЦБ.
Окончила учебное заведение в 1990 году. Это был сложный период для страны. Но в отличие от многих других предприятий Белорусская железная дорога и тогда оставалась стабильной отраслью. Поэтому Ирина Владимировна не меняла место работы. С 2002-го трудится в группе технической документации. А в нынешнем году она отмечает 30-летие на магистрали.
…Наша неторопливая беседа прерывается неожиданным признанием Ирины Владимировны:
– Знаете, а ведь в моей жизни все могло быть по-другому. В школе я очень любила писать сочинения, всерьез думала поступать на филологический факультет. Даже документы завезла. Но на экзамен не поехала. Наверное, вмешалась судьба.
Впрочем, любовь к творчеству и к художественной литературе в ней живет до сих пор. Нередко Ирина Владимировна приходит в библиотеку, хотя домашнее книжное собрание тоже очень обширно. Железнодорожница считает, что по-настоящему интеллигентный и образованный человек просто обязан знать классиков и постоянно заниматься самообразованием. Об этом она не устает напоминать и своим детям. Ирина Шекова активно участвует во всех мероприятиях, проводимых профсоюзным комитетом дистанции. Очень любит спорт. Защищает честь родного предприятия в соревнованиях по плаванию, лыжным гонкам, стрельбе из пневматической винтовки, боулингу… А еще находит время, чтобы вместе с близкими сходить на каток и путешествовать.
К слову, сыновья Ирины Владимировны уже взрослые, и каждый из них выбрал в жизни свой путь. Как и мама, в свое время они окончили музыкальную школу – старший Андрей по классу фортепиано, младший Никита – по классу аккордеона. Андрей окончил медицинский университет в Гомеле и вместе с супругой работает в одной из жлобинских больниц. Младший отслужил в армии, окончил БелГУТ. Планирует, как и многие в семье, связать свою жизнь с Белорусской железной дорогой. Возможно, уже в ближайшее время его планы осуществятся. А это значит, что он продолжит отсчет страниц в летописи уважаемой династии железнодорожников.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ