«Окно» новых возможностей
Специалисты Энергомонтажного поезда УП «Белтрансавтоматика» установили большую часть опор контактной сети и жестких поперечин на гудогайском направлении. Каждый очередной выезд на технологическое «окно» – все равно, что включение особого конвейера, на участках которого очень важна ответственная работа каждого человека.
…В 8 часов утра на станции Пруды особенно многолюдно: здесь начинается напряженная работа десятков железнодорожников в сигнальных оранжевых жилетах. За путями, на противоположной от пассажирского здания стороне – крытый железнодорожный вагон с окнами и бытовка, которая на время стала штабом Энергомонтажного поезда. Каждое утро здесь проходят планерки, где прораб и мастера еще раз просматривают техническую документацию, определяют полигон и объем работы.
В этот день начало «окна» было запланировано на 11.30. Место работы – станция Солы и прилегающий перегон. Пару часов до выезда железнодорожники используют для подготовки и проверки техники, загрузки необходимого оборудования и материалов.
Станция отправления
Для обсуждения рабочих вопросов в штаб заглянул начальник станции Пруды Евгений Зенько.
– Наша работа значительно изменилась с сентября минувшего года, когда на станции установили первую опору контактной сети и начали электрификацию участка Молодечно – Гудогай – госграница, – рассказывает Евгений Вячеславович. – С тех пор требуется повышенное внимание к безопасности движения поездов.
Каждый день во время «окон» на путях трудится много железнодорожников. Задача дежурных по станции – четко организовать движение, обеспечить безопасность выполнения работ.
Благодаря началу электрификации на станции прибавилось грузовой работы. В дальнейшем, с открытием движения поездов на электротяге, повысится и интерес пассажиров к услугам железной дороги.
Большое продвижение
Хозяйственный поезд сформирован. Работники заняли свои места в кабинах. Машинист получает разрешение дежурного по станции. И «конвейер» перемещается на станцию Солы.
– Участок нашей работы – от станции Солы до станции Пруды и перегон Пруды – Молодечно, – рассказывает главный инженер Энергомонтажного поезда Юрий Агеявич. – Мы должны поставить, в частности, 392 анкера и 1720 опор.
Более 1300 опор уже установили. Те, которые еще предстоит поставить, в основном запланированы между Солами и Сморгонью.
Глубоко в землю
Прибыв на место, хозяйственный поезд разделяют на части. И самоходная техника распределяется по участку, выстраивается по принципу технологического конвейера. Кое-где в предыдущие дни выполнили задел – наметили лидер-скважины, выгрузили фундаменты и стойки опор контактной сети. И это ускоряет выполнение задания и продвижение колонны техники.
Там же, где земляные работы еще не выполнены, за дело берется автомотриса с бурильной установкой на платформе. Работой сложного механизма руководит помощник машиниста автомотрисы Сергей Васильев. Он пришел в Энергомонтажный поезд около четырех лет назад и с тех пор смог накопить богатый опыт.
– Мы делаем лидер-скважину глубиной 4-5 метров. Она нужна для погружения внутрь фундамента опоры контактной сети, – объясняет он. – Очень важно правильно отцентрировать скважину. Бур должен постепенно входить в землю. Иначе механизм будет перегружаться, края скважины осыпаться.
Для создания лидер-скважин в распоряжении специалистов Энергомонтажного поезда есть и бурильная установка на базе автомобиля. Такая техника особенно помогает в тех случаях, когда использование аналогичного устройства на железнодорожном ходу в силу различных причин ограничено.
Уверенное погружение
К свежей лидер-скважине перемещается самоходная МС-1.
– Эта машина многофункциональная, – рассказывает машинист Олег Гаврутиков. – Она оборудована манипулятором грузоподъемностью до 3,5 тонны. Есть и специальный комплекс для вибропогружения опор.
Такую технику специально для Белорусской железной дороги произвели в России. До этого подобные машины на заводе не выпускали, приходилось многое делать почти с нуля, адаптировать оборудование к современным требованиям.
По словам Олега Аркадьевича, отработавшего на магистрали более 15 лет, трудиться на МС-1 не только почетно, но и очень ответственно. Ведь машина – сложный комплекс гидравлики, пневматики, электрики. И крайне важно, чтобы техника работала надежно, без сбоев. МС-1 – важное звено «конвейера» по электрификации пути. Любая поломка, остановка может задержать и другие задания.
Необходимо учитывать и местные геологические особенности: если на гомельском направлении, где выполняли электрификацию пути, в основном была песчаная почва, то на гудогайском часто встречаются крупные камни. Поэтому иногда приходится немного смещать место вибропогружения фундамента.
По стойке «смирно»
Следующее место в «конвейере» занимает кран на железнодорожном ходу. Он выдвигает стрелу, и двухтонная стойка опоры контактной сети взмывает вверх. Работники Энергомонтажного поезда помогают погрузить основание стойки в «стакан» фундамента. Со стороны кажется, что в этом нет ничего сложного. Но на самом деле водрузить на проектное место бетонный элемент, высота которого от 10 до 16 метров, да еще в четко вертикальном положении, без отклонений – не так-то просто. Но у каждого специалиста, занятого этим делом, на счету сотни таких операций. Поэтому бригада действует слаженно и справляется с заданием быстро.
В «стакан» фундамента засыпают гравий. Опору фиксируют временными кольями. Затем с помощью цемента выполнят омоноличивание опоры.
От строительства – к монтажу
– За смену (а в день бывает несколько «окон») мы порой успеваем установить до двадцати опор контактной сети, – рассказывает главный инженер Энергомонтажного поезда Юрий Агеявич. – В этом деле выходим на финишную прямую. Последняя опора должна уйти в грунт не позднее сентября.
Постепенно специалисты принимаются и за другие виды работ: начинают монтировать консоли, оголовники. Строительную часть проекта намерены завершить в октябре-ноябре. Но еще до этого на некоторых участках начнут монтировать несущий и контактный провода, а также другие элементы.
В целом на участке Молодечно – Гудогай – госграница протяженностью 84 км планируется установить более 3 тыс. опор контактной сети. Специалисты Энергомонтажного поезда выполнят значительную часть этого задания.
После завершения электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница протяженность электрифицированных железнодорожных линий на Белорусской магистрали превысит 1175 км и составит 21% от их общего объема.
Согласно предварительным расчетам, в результате электрификации направлений Гомель – Жлобин и Молодечно – Гудогай – госграница себестоимость перевозок на данных участках снизится и уменьшится потребление топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, повысится весовая норма грузовых поездов, увеличится техническая и маршрутная скорость движения грузовых и пассажирских составов. А это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности услуг Белорусской магистрали как на внутреннем, так и на международном транспортном рынках.
Руслан АНАНЬЕВ