Беречь и сберегать
В городе над Сожем прошел дорожный семинар-совещание по организации рационализаторской деятельности, изобретательства, энергосбережения и экологии.
На встречу пригласили как новаторов и специалистов, курирующих вопросы технического творчества, так и работников, отвечающих за внедрение технологий бережливого производства. Как показывает практика, эти группы часто взаимодействуют, ведь в них работают люди творческие.
– С удовлетворением отмечу, что сегодня техническое творчество занимает в производственной политике предприятий дороги одну из главных позиций, – пояснил главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров. – И это не удивительно, ведь большинство новаторских идей направлено на обеспечение безопасности движения, совершенствование процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, улучшение условий труда, экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов. Что особенно уместно в нынешних сложившихся непростых экономических условиях.
В тройке лидеров
Только за первое полугодие 2016 года на дороге подано и внедрено более 380 рацпредложений с экономическим эффектом 887 720 деноминированных рублей, что в четыре раза больше запланированных показателей. В разработках участвовали более трехсот работников магистрали.
Лучший результат продемонстрировал коллектив Минского отделения. Здесь внедрили 23 рацпредложения и получили 374 730 рублей экономии. На счету витебских кулибиных – 159 рацпредложений и 213 260 сэкономленных рублей. Замыкают тройку лидеров гомельчане. В их копилке 89 рацпредложений с экономическим эффектом в 171 010 рублей.Среди передовиков технической и новаторской мысли – работники локомотивных депо Витебск, Полоцк, Гомель. К слову, с разработками последних участники совещания-семинара смогли познакомиться на предприятии, куда была организована экскурсия.
Вижу цель, иду к ней
– Нужно продолжать поддерживать высокий уровень информирования молодых и талантливых авторов: рассказывать о порядке подачи и рассмотрения рацпредложений, о материальной заинтересованности от участия, – пояснил Валерий Шубадеров.
Как отметила ведущий инженер отдела технической и экономической информации службы технической политики и инвестиций Тамара Шевеленко, в настоящее время создается единая автоматизированная система регистрации рационализаторских предложений, подаваемых и внедряемых на Белорусской железной дороге. Программа позволит быстро заполнять заявление на рацпредложение, информационную карту, заключение специалистов, акт об использовании, удостоверение.
Помимо двух «китов» – мотивации и пропаганды – развитию новаторской деятельности способствуют и дорожные конкурсы.
Вручение наград за разработку рацпредложений и изобретений, нашедших широкое применение на стальной магистрали, стало приятным моментом семинара-совещания. Звания «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги» удостоены 30 специалистов. Столько же стали лучшими организаторами технического творчества. Лучшими молодыми рационализаторами признаны 13 работников.
Всего в 2015 году авторами креативных и нужных идей стали 920 сотрудников магистрали. Применение на производстве нашли более 800 предложений с экономическим эффектом в 23,710 млрд. неденоминированных рублей.
Из всех инноваций самой значимой, пожалуй, можно назвать изменение технологии развоза местного груза на станцию Минск-Южный. Это позволило сэкономить 2057,3 млн. неденоминированных рублей, а также рабочее время маневрового локомотива и заработную плату трех штатных единиц составителей поездов.
А создание нагрузочной вилки для проверки аккумуляторных батарей пассажирских вагонов в Минском вагонном участке сократило время и трудоемкость выполняемой работы. Годовой экономический эффект составил 117,9 млн. неденоминированных рублей.
– Рационализаторская деятельность позволяет избегать заведомо затратного реинжиниринга производственных процессов, позволяет в спокойном, но постоянном режиме совершенствовать их, – отметила Тамара Петровна. – Тем самым достигается экономия денежных средств для их расходования на более приоритетные нужды. Научно-техническое развитие предприятий включает постоянное совершенствование существующей техники и технологий – создание новых, более эффективных форм. При этом изобретатели являются движущей силой этого процесса.
Энергосбережение и экология
Во втором блоке семинара-совещания более подробно затронули вопросы энергосбережения и бережливого производства. В формате «круглого стола» участники обсудили и моменты, касающиеся природоохранной деятельности, а также управления вторичными материальными ресурсами (ВМР).
Сегодня в организациях дороги эти акценты в приоритете, поскольку от своевременного решения таких задач зависит устойчивая производственно-финансовая деятельность отрасли в целом.
Среди основных направлений в работе по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду заместитель начальника службы технической политики и инвестиций Владислав Коцур отметил увеличение общего объема электрификации железнодорожных линий, внедрение инновационных технологий, модернизацию и обновление тягового и моторвагонного подвижного составов с более низкими удельными выбросами загрязняющих веществ и энергопотреблением.
И эта работа дает результат: за последнюю пятилетку выбросы вредных веществ в атмосферу от мобильных источников сократились на 33%, от стационарных – на 20%. Использование и обезвреживание отходов увеличилось на 23%.
– Таким образом, в условиях экономии финансовых, материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов наши подразделения в целом справились с решением этих задач, – отметил Владислав Святославович. – Вместе с тем, еще достаточно нерешенных проблем.
Актуальным направлением остается обращение с отходами производства, в части использования ВМР. В настоящее время осуществляется подготовка недостающих нормативно-правовых актов.
– Отмечу, что на Белорусской железной дороге образуется порядка 100 видов отходов 1-4 классов опасности, около 70% из которых можно повторно использовать и реализовывать для вторичного потребления, – обратил внимание Владислав Коцур. – В прошлом году общий объем образования ВМР в целом по дороге составил чуть более 126 тыс. тонн.
Участники семинара отметили, что правильно расставленные акценты в управлении с материалами для повторного использования принесут экономическую выгоду. Поэтому необходимо продолжить активную деятельность по внедрению на магистрали инновационных, экологически безопасных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Лидия СТАШКЕВИЧ
Фото автора
и Андрея ХРУСТАЛЕВА