Профессия – охранять
На станции Калинковичи день и ночь несет дежурство стрелковая команда Гомельского отряда Военизированной охраны Белорусской железной дороги, которую возглавляет Григорий Каян.
С начала года они предотвратили кражу двух вагонных пружин с территории вагоноремонтного пункта, тридцати литров бензина с автобазы. Также задержали мужчину, который собирал металл в железнодорожных парках станции Калинковичи. При проверке документов и установлении личности выяснилось, что он находится в международном розыске.
35 богатырей
В зоне обслуживания команды – территория порядка 300 км. Это станция Калинковичи, участки Светлогорск-на-Березине – Калинковичи – Словечно, Житковичи – Калинковичи – Василевичи. Также сопровождают ценные грузы до Лунинца, Жлобина, Гомеля, Могилева.
– Наш коллектив небольшой, но его можно охарактеризовать коротко и емко – 35 богатырей. Все ребята ответственные, надежные, и выделить лучших мне непросто. Я расскажу о тех, кто сегодня заступил на смену. Заодно поближе познакомитесь с нашей работой, – говорит Григорий Николаевич и приглашает пройти в караульное помещение.
Здесь стрелки проходят инструктаж, получают табельное оружие, а когда все формальности улажены, отправляются по постам, расположенным в Полесском и Подольском парках станции. На месте остается лишь начальник караула. В команде – четыре стрелка: Александр Сирош, Василий Климов, Андрей Ванькович и Николай Мороз. Он, к слову, пришел в охрану вслед за отцом Василием Морозом. Круг их обязанностей весьма широк: патрулирование, оформление документов и, конечно, немедленное реагирование в случае непредвиденной ситуации.
Засады, рейды, профилактические мероприятия
– Если в парке произошло ЧП, на вагоне сорвана пломба, выявлено хищение горюче-смазочных материалов – стрелок незамедлительно сообщает об этом по рации начальнику караула. И тот принимает решение, как действовать дальше: вызывать начальника команды, наше оперативное подразделение под руководством Александра Соловьяна либо транспортную милицию, – поясняет заместитель начальника команды по организации службы Сергей Чумаков, который поинтересовался у Александра Сироша обстановкой.
В команду Сергей Алексеевич пришел в 1998 году. Начинал стрелком, потом возглавил оперативное подразделение, которое занимается непосредственно предотвращением хищений – организует засады, облавы, рейдовые проверки, профилактические мероприятия. За годы службы сталкивался с задержанием злоумышленников, контрабандой в вагонах и даже «зайцев-экстремалов» с грузовых сцепок составов ссаживал. Дважды ему доводилось использовать табельное оружие: мера крайняя, к которой здесь прибегают лишь в критической ситуации.
Сергей Чумаков вспоминает, что пик хищений, в большинстве своем горюче-смазочных материалов в особо крупных размерах (600 – 800 литров), пришелся на 2001 – 2004 годы.
– Тогда вся команда на службе была практически круглосуточно, – говорит он. – Слава богу, непростые времена позади: граждане стали сознательнее, свои результаты дает и активная профилактическая работа, проводимая оперподразделением. Да и технический прогресс пришел нам в помощь.
А в помощниках – видеокамеры Сергей Алексеевич предлагает взглянуть на монитор одного из двух компьютеров, установленных в караульном помещении. Перед нами, как на ладони, – вся станция Калинковичи. Хороший обзор обеспечивает 21 видеокамера.
– Вот наши стрелки – Александр Банчук и Александр Казак проверяют пломбы на вагонах. Благодаря наружному наблюдению я могу не только проконтролировать их работу, но и заметить на путях и в составах посторонних, замышляющих противоправное деяние, – поясняет начальник караула.
С помощью второго компьютера отслеживается перемещение поездов и вагонов, предъявляемых под сопровождение и охрану. Поэтому стрелки всегда знают, на какой путь и в какое время прибывает состав, который требует самой тщательной проверки. Ведь определяющую роль в предупреждении преступных посягательств на грузы играет качественный прием вагонов под охрану, согласованность в действиях с пунктом коммерческого осмотра вагонов. При обнаружении коммерческих браков в кратчайшие сроки проводится разбирательство, делается анализ перевозочных документов, все разногласия решаются и устраняются на уровне руководителей подразделений. Ответственность большая, в противном случае убытки несет Белорусская железная дорога. Благодаря слаженной работе стрелковой команды станции Калинковичи хищений из-под охраны с начала года не допущено.
– Двадцать четвертый путь, состав на Коростень, 28 вагонов с дизтопливом под охраной. Работают – Банчук и Казак, – дает указания по рации Александр Сирош. Для него стрелковая команда стала в 1992 году первым и пока единственным местом работы. Из памятных случаев – разоблачение группы злоумышленников, промышлявших хищением солярки.
В 2014-м ее удалось взять с поличным недалеко от станции Голевицы. А вот Сергею Чумакову запомнилось другое происшествие 2006 года. На станции Мозырь зафиксировано хищение из вагонов, груженных сельхозтехникой, двух ящиков с запасными частями. Оперподразделение команды совместно с ОВД на транспорте сработало тогда оперативно: преступление было раскрыто по горячим следам менее, чем за сутки.
Лучше предотвратить, чем наказывать
За первое полугодие 2016 года сотрудники стрелковой команды задержали и привлекли к административной ответственности 14 граждан за проход по железнодорожным путям или нахождение на них в неустановленном месте, предотвратили четыре хищения железнодорожного имущества, сопроводили 235 поездов (3127 вагонов) с ценным грузом, провели 144 профилактических рейда. Количества же разъяснительных бесед в учебных заведениях, на предприятиях, расположенных вблизи железной дороги, а также с людьми, которые, рискуя своей жизнью, переходят пути в неустановленных местах, и вовсе не счесть. Особенно грешат этим лица, злоупотребляющие алкоголем, и подростки.
– Мы им и объясняем, и просим, и рублем наказываем, а все равно народ ходит по путям и подлазит под вагоны, – сетуют стрелки опергруппы Валерий Кундельский и Валерий Филиппов. – Некоторые тянут за собой еще и детей. Но где гарантия, что ребенок не побежит завтра той же дорогой один, что с ним ничего не случится? Почему-то родители не задумываются над тем, что их беспечность чревата массой проблем?!
Главное – спокойствие
За разговором незаметно обходим со стрелками Подольский парк. Поначалу по щебню и шпалам идем бодро, но через несколько километров мы с фотографом заметно сбавляем темп – чувствуется усталость, да и от палящего солнца хочется поскорее спрятаться в тенек.
– Сегодня уж очень жарко, – говорю я, с жалостью осматривая темную форму и берцы стрелков.
– Терпимо, – улыбается Валерий Филиппов. – Да и прошли – всего ничего. Мы за смену обычно километров десять накручиваем, плюс – на вагон раз пятьдесят залезь и слезь. С непривычки поначалу все тело гудит, потом ничего, втягиваешься. А насчет жары – это да, тяжеловато. Зимой тоже свои минусы – вагоны обледеневают, скользко, попробуй-ка пломбу проверь. Легче всего работать при температуре +15 – +200С, без ветра и дождя. Но такое бывает редко.
По словам работников ВОХРа, главное в их службе – не погода. Здесь важно уметь быстро принимать решение, сохранять в критической ситуации спокойствие, находить общий язык с людьми, иметь терпение, быть устойчивым к стрессу и всегда находиться в хорошей физической форме. Ведь они никогда не знают, что завтра преподнесет служба. Но, конечно, солнечных дней в ней хочется видеть как можно больше.
Лера ВЛАДИМИРОВА