МПЦ: расширяя географию
Микропроцессорную централизацию на трех станциях участка Бобруйск – Жлобин и Жлобинского железнодорожного узла введут в эксплуатацию во второй половине октября нынешнего года.
Среди дальнейших шагов – возможное внедрение МПЦ на гомельском, калинковичском, гудогайском направлениях, использование на малых станциях обновленных систем отечественной разработки.
– В следующем месяце, как предполагается, на микропроцессорные системы переведут станции Савичи и Телуша на участке Осиповичи – Жлобин, – рассказывает заместитель начальника службы сигнализации и связи Управления дороги Григорий Атрохов. – Там смонтировали все необходимое оборудование, проводят испытания.
По его словам, осталось лишь провести необходимые проверки для обеспечения безопасности их функционирования, в том числе и со взаимозависимостью со всеми другими системами. В октябре будет проведена аналогичная работа и на станции Жлобин-Подольский Жлобинского узла.
Такая модернизация станет очередным шагом к совершенствованию инфраструктуры хозяйства сигнализации и связи на направлении Осиповичи – Гомель, где выполнили электрификацию пути и открыли движение пассажирских и грузовых поездов на электротяге. В нынешнем году там ввели в эксплуатацию МПЦ на шести станциях, а также электронную автоблокировку на участках общей протяженностью свыше 75 км.
На новом уровне
При реализации проекта применили ряд новшеств. Например, на станции Салтановка использовали новый тип электроприводов ЕР 646-Бел и стрелочных переводов с внешним замыканием. Они отличаются от применявшихся ранее техническими характеристиками. Раньше замыкание было внутренним, а сейчас остряк к рельсу замыкается внешним механическим способом. Это, в частности, позволяет увеличить допустимый скоростной режим и повысить безопасность движения.
В соответствии с проектным решением на перегонах от Жлобина до Гомеля внедрена система регулирования движением поездов без проходных светофоров. Данная технология с применением современных устройств кодирования была испытана ранее на перегоне Ждановичи – Минск-Северный. А систему автоматической локомотивной сигнализации использовали как самостоятельное средство сигнализации и связи, при котором движение поездов на перегоне в обоих направлениях осуществляется по сигналам локомотивных светофоров.
И это принесло положительный эффект. Подобный принцип выгоден по нескольким причинам. Во-первых, можно сэкономить на закупке светофоров, кабеля и других сопутствующих материалов, уменьшить объем строительно-монтажных работ. Во-вторых, появляется возможность снизить эксплуатационные расходы.
Узловое решение
Продолжается замена устройств в Гомельском узле, где ранее приспособили устройства СЦБ к движению поездов на электротяге. Следующим этапом должно стать внедрение микропроцессорной электрической централизации. Такое техническое обновление, как планируется, в перспективе затронет станции Гомель-Четный, Гомель-Нечетный, Центролит, Гомель-Северный, парк Светоч.
Выполнение данной работы в Гомельском узле осложняется тем, что он расположен на линии с интенсивным движением поездов. Поэтому перенос коммуникаций, внедрение и проверку новых устройств и комплексов необходимо осуществлять быстро и без значительного ограничения перевозок.
При реализации подобных мероприятий основную координирующую роль выполняют специалисты УП «Белтрансавтоматика». Они тесно взаимодействуют с коллегами из дистанций сигнализации и связи.
На малых – особый подход
Наряду с масштабной деятельностью на гомельском направлении в центре внимания специалистов хозяйства сигнализации и связи находится и участок магистрали Молодечно – Гудогай – госграница. Там выполняется электрификация пути. Для организации движения поездов на электротяге специалисты приспосабливают устройства сигнализации, централизации и блокировки с заменой устройств автоматической блокировки. В дальнейшем в случае принятия соответствующего решения на данном направлении могут быть внедрены комплексы МПЦ.
Кроме того, как сообщил Григорий Атрохов, большая работа в перспективе может развернуться на участке Жлобин – Калинковичи – Словечно. Готовится документация для включения в план по проектированию обновления устройств хозяйства сигнализации и связи на данном участке. Если соответствующее решение будет принято, то МПЦ могут внедрить более чем на десяти станциях, усовершенствовать автоблокировку, уложить новые оптоволоконные линии.
Отдельным титулом может пойти проект аналогичного обновления объектов Калинковичского узла. Он относится к категории крупных. Только стрелочных переводов в нем насчитывается более 160. К проектированию уже приступали, но в силу различных причин разработку документации приостановили. Созданный задел может пригодиться в дальнейшей работе.
Улучшить мониторинг и управление
При вводе в эксплуатацию на станциях МПЦ в основном используются программно-аппаратные комплексы производства Брестского электротехнического завода. В дальнейшем же на малых станциях между Жлобином и Калинковичами могут задействовать систему «Днепр» разработки Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги.
Ранее «Днепр» приняли на вооружение на нескольких станциях отечественной магистрали, в том числе на Гатово, Корд, Шеметово, Придвинской. С учетом полученного практического опыта данный комплекс планируется доработать, повысить надежность и расширить функционал.
– Поэтапное внедрение микропроцессорной электрической централизации на станциях дороги направлено на повышение надежности работы устройств, укрепление безопасности движения поездов, снижение эксплуатационных расходов, исключение человеческого фактора, – отметил Григорий Атрохов.
Применение МПЦ позволит усовершенствовать систему дистанционного мониторинга и диагностики устройств.
С развитием Центра управления перевозками появится возможность задействовать сеть комплексов микропроцессорной электрической централизации для усовершенствования технологии эксплуатации устройств Белорусской магистрали.
Руслан Ананьев