Декабрь
Ср
11
2024

Мастерство высокой тональности

Чтобы путь находился в исправном состоянии, необходимо регулярно выполнять качественную диагностику.

img_0113В этом убеждены специалисты участка дефектоскопии Жабинковской дистанции, от труда которых во многом зависит состояние рельсошпальной решетки. Только в нынешнем году они выявили более 400 дефектных и около 280 остродефектных рельсов.

Все проблемные места были устранены, что позволило улучшить балльную оценку пути. К примеру, сейчас она одна из самых лучших по дороге – при плане за восемь месяцев 54 балла составляет 11.
Выявление дефектов в рельсах производится с помощью средств дефектоскопии с использованием неразрушающих ультразвуковых методов контроля. Занимаются этим операторы дефектоскопных тележек. Пожалуй, их можно назвать представителями самой необычной профессии на магистрали, поскольку они ежедневно выходят на путь и «слушают» рельсы. И надо иметь чуткий слух, чтобы распознать разные тональности, которые доносятся в наушниках. Ведь каждый такой звук означает, что в рельсе имеется дефект, требующий устранения.
– Нас еще называют диагностами, поскольку именно мы выявляем «болезни» в рельсах и определяем причины их возникновения, – рассказывает мастер участка дефектоскопии Андрей Гинь. – Дефекты могут развиваться даже в новых рельсах из-за нарушений технологии производства еще на стадии прокатки металла на заводе-изготовителе. Как правило, они проявляются в первые годы эксплуатации и их относят к заводским. Выделяют еще и эксплуатационные дефекты (к примеру, в стыках), возникающие в результате неправильной эксплуатации пути. По классификации, действующей на Белорусской железной дороге, рельсы в зависимости от вида повреждения разделяются на дефектные и остродефектные. И наша задача – выявить их и принять соответствующие меры.
– Обслуживаем участки пути согласно утвержденному ежемесячному графику, – продолжает Андрей Николаевич. – Периодичность задействования дефектоскопной тележки зависит от многих факторов – количество выявленных остродефектных рельсов на 1 км пути, пропуск грузов в млн. тонн брутто по участку, а также его грузонапряженность. Если на каком-то перегоне выход остродефектных рельсов больше, то осмотр увеличиваем до трех раз в месяц. А если прошел восстановительный ремонт, то, как правило, за качество пути беспокоиться не стоит – он еще новый, поэтому достаточно одной проверки в 30 дней.

Оператор дефектоскопной тележки Николай Шимко проверяет работоспособность аппарата для вторичного контроля РДМ-33 в контрольном тупике

Оператор дефектоскопной тележки Николай Шимко проверяет работоспособность аппарата для вторичного контроля РДМ-33 в контрольном тупике

Все выявленные дефекты в рельсах специалисты фиксируют в специальном журнале, в котором отмечают вид, участок и причину возникновения. Самыми распространенными причинами среди выявленных остродефектных рельсов являются поперечные трещины в головке рельсов и сварных стыках, поперечные трещины, вызванные проходом колесных пар поездов с ползунами, трещины в болтовых отверстиях, горизонтальные расслоения головки рельса из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла. Со временем «болезнь» приводит к снижению прочности металла и возникают так называемые выколы закаленного слоя, появляются потемнения на поверхности катания, которые чреваты выкрашиванием металла. Проблемный рельс быстрее теряет свои эксплуатационные свойства. Чтобы не допустить случаев, угрожающих безопасности движения поездов, все дефекты берутся на учет, а при обнаружении остродефектного рельса принимается решение о его немедленной замене, причем в день обнаружения. А вот с дефектным рельсом по-другому: можно обойтись лишь ограничением скорости движения поездов. Но это не означает, что внимание к нему будет ослаблено. Он находится под дополнительным контролем, а если «болезнь» прогрессирует, то дефект удаляют методом наплавки или заменяют рельс в плановом порядке.
– Свои сюрпризы нам преподносит и погода, – вступает в разговор оператор дефектоскопной тележки 7-го разряда Павел Трастенок, который в день визита корреспондента отраслевого издания вышел на «обследование» первого главного пути со своим напарником Павлом Макеем. – Весной и осенью из-за резкого перепада дневных и ночных температур появляется больше всего остродефектных рельсов. В этот период фиксируем около 30 – 40 ежемесячно. Учитывая все факторы, проявляем особую бдительность. Ведь путь надо содержать с высоким качеством, несмотря на капризы природы.

Коллектив участка дефектоскопии из 36 человек обслуживает направления от Жабинки до станций Лесная, Лунинец, звеньевой путь на участке Бронная Гора – Белоозерск, а также небольшой отрезок на перегоне Жабинка – Брест-Восточный. Всего – 533,3 км. Особое внимание уделяется скоростному участку Лесная – Доманово, где установлена скорость движения поездов до 160 км/ч. Здесь специалистов задействуют чаще, чем на остальных перегонах.

В помощниках у операторов – ультразвуковые дефектоскопы, закрепленные на специальных тележках, которые они толкают перед собой, когда ходят по путям. В дистанции – аппараты для сплошного контроля состояния рельсов марки РДМ-22. Это уже приборы последнего поколения с регистратором параметров в электронном блоке в виде диаграмм. Записанная после прохода по перегону информация поступает в конце смены инженеру по расшифровке, который ее внимательно анализирует. Подозрительные места, кроме тех, что выявил оператор, он изучает дополнительно, а потом выдает предупреждение на вторичную перепроверку. Для этих целей уже используют дефектоскопы вторичного контроля – РДМ-33 и РДМ-35 (еще имеется аппарат РДМ-1 М1, который предназначен для работы на стрелочных переводах и проверки технологического запаса рельсов). Таким образом, двойной контроль способствует качественному содержанию пути.

Мастер участка дефектоскопии Андрей Гинь (слева) и оператор дефектоскопной тележки Павел Макей

Мастер участка дефектоскопии Андрей Гинь (слева) и оператор дефектоскопной тележки Павел Макей

Однако не всегда можно надеяться только на оборудование. Как отметили специалисты, не весь стрелочный перевод может проверить дефектоскоп – есть определенные части стрелки, которые оператор осматривает визуально. К примеру, если имеется выкрашивание металла в крестовине или остряке стрелочного перевода, то тогда задействуют универсальный шаблон. С его помощью измеряют глубину выкрашивания, протяженность и согласно правилам эксплуатации принимается решение – ограничить скорость, заменить отдельный элемент стрелки, либо всю конструкцию целиком. Конечно же, многое зависит от профессионализма конкретного железнодорожника.
По мнению мастера участка дефектоскопии Андрея Гиня, все его подчиненные – грамотные специалисты. Среди самых опытных он отметил инженера по расшифровке Юрия Лободинского, который трудится в дистанции с 1995 года, наладчика железнодорожно-строительных машин и механизмов Дмитрия Ганчука (его стаж – более 30 лет), операторов дефектоскопных тележек Николая Шимко, Александра Мендельчука, Петра Мазуренко, Геннадия Дмитрука, Александра Волосюка, Ивана Хведченю, награжденного в прошлом году знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
У самого Андрея Николаевича за плечами тоже большой опыт. После окончания Брестского техникума железнодорожного транспорта в 2001 году пришел в дистанцию монтером пути. Работал инженером по расшифровке, получил высшее образование, а в 2014-м его назначили мастером участка. За свой труд награжден Благодарностью начальника Брестского отделения.
В минувшем году на перегоне Жабинка – Брест-Восточный выполнен восстановительный ремонт пути. Здесь уложены новые плети бесстыкового пути. Обслуживать данный участок дефектоскопистам гораздо легче, чем соседний путь, где эксплуатируются рельсы 1986 года выпуска. Однако это не означает, что внимание к новому пути будет снижено. Ведь движение поездов по нему осуществляется регулярно. Значит, контроль, как и положено, продолжится.

Юрий
ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика