Декабрь
Ср
11
2024

Дубица сразу полюбится

На станции Дубица Брестского отделения – перемены. Похорошевшей она встретила новость о том, что в этом году постановлением Совета Министров Республики Беларусь Дубица была внесена в список историко-культурных ценностей. Ей присвоена вторая категория, а всего в указанный перечень по стране включено 27 объектов.

img_0012Несмотря на то, что станция находится от Бреста на расстоянии около 35 км, добраться сюда не сложно. Лучше всего это сделать по железной дороге: и удобно, и комфортно. Время в пути пролетает незаметно. Вот и цель путешествия – знаменитая Дубица.
– В этом году завершился косметический ремонт, обновили стены и пол. Безусловно, за свою историю здание не раз ремонтировали, но вот наружные стены сохранились практически в первозданном виде, – рассказывает начальник станции Дмитрий Ждан. – Главное условие, которое соблюдали все строители при ремонте, – не нарушать внешний облик. К примеру, на кирпичной кладке даже остались отпечатки пальцев. Раньше кирпич вручную обжигали в печи. Безусловно, наша станция уникальна и не похожа на остальные. Поэтому не случайно ее внесли в список историко-культурного наследия Беларуси. Сейчас рассматривается вопрос об установке на фасаде соответствующей таблички.
Невозможно не вспомнить о прошлом Дубицы, ведь на ее веку произошло много событий. Само пассажирское здание было построено в 1897 году к десятилетию с момента открытия железнодорожной линии Брест-Литовск – Хелм. Согласно историческим документам, ее строили по приказу императора Николая II, который однажды сам побывал в Дубице, когда следовал в Польшу. В 2017 году станции исполнится 120 лет.
– Сегодня мы храним книгу памяти, в которой размещаются исторические материалы и фотографии, – продолжает Дмитрий Владимирович. – Особое место занимает жизнь станции в «кадре» – ведь не секрет, что здесь проходили съемки эпизодов многих художественных фильмов – «Курсанты», «Брестская крепость», «Роль», «Охота на гауляйтера». Часто были задействованы паровозы – экспонаты Брестского музея. А последняя кинолента – 12-серийный фильм режиссера-постановщика Алены Семеновой «Красота по-советски». Съемки проходят при участии наших работников, которые не только помогают режиссерам, но и обеспечивают безопасность. Сегодня в смене – дежурный Михаил Луцюк. Он вам может многое рассказать о «киношной кухне».

Дежурный по станции Михаил Луцюк

Дежурный по станции Михаил Луцюк

Кроме него на станции трудятся дежурные Александр Вакулич, Андрей Онищук, Павел Кон, а также станционный рабочий Елена Наумчик. Однако Михаила Ивановича можно назвать старожилом станции – он здесь работает 20 лет. первое знакомство с Дубицей у него состоялось еще раньше.
– После окончания Брестского железнодорожного училища № 27 в 1976 году, меня распределили электромехаником на участок Дубица – Влодава, – рассказывает Михаил Луцюк. – Я обслуживал эти две станции, которые были еще на ручном управлении, а также 19 переездов. Потом десять лет трудился дежурным во Влодаве. А в Дубицу перевелся, когда здесь освободилось место – это было ближе к дому, расположенному возле соседнего остановочного пункта Леплевка.
В памяти Михаила Ивановича – съемки десятка фильмов в Дубице, особенно запомнились «Курсанты». Говорит, целая ночь прошла без сна и покоя. От включенных прожекторов было светло, как днем. Железнодорожники тогда выполняли маневровые работы, обеспечивали подачу паровоза.
В нескольких метрах от здания станции проходит колючая проволока – за ней пограничная зона, отсюда до соседней Польши – рукой подать.

Начальник станции Дмитрий Ждан демонстрирует книгу об истории Дубицы

Начальник станции Дмитрий Ждан демонстрирует книгу об истории Дубицы

– Во время Великой Отечественной войны рядом размещалась погранзастава, которую немцы уничтожили. На ее месте сейчас стоит жилой дом, – указывает в сторону горки Михаил Иванович. – А до войны на этом месте жил начальник заставы. Однажды сюда приезжал немец, который разыскивал могилу своего деда – немецкого солдата. Он погиб от пули пограничника, стрелявшего с этого холма в толпу захватчиков, находившихся на перроне. Убитого похоронили недалеко от станции, потом могилу перенесли в другое место. Но внук так и не нашел место…
На работе станции и сейчас сказывается близость к границе. У пассажиров, которые сюда приезжают на поезде региональных линий экономкласса, пограничники проверяют удостоверения личности. Исключение – местные жители, которых знают в лицо. Однако бывают и нарушители, стремящиеся незаконно попасть в Польшу.
– На моей практике было много случаев, когда помогал в задержании таких людей, – говорит Михаил Луцюк. – Однажды вызвал пограничный наряд на проверку подозрительного пассажира, который вышел из поезда и пошел вдоль путей. Его задержали, а мне потом вручили знак «Отличник погранвойск». Кстати, много лет назад нашего дежурного Александра Вакулича за помощь в поимке нарушителя границы поощрили путевкой для ребенка в пионерский лагерь «Артек».
Сегодня станция радует и производственными успехами. К примеру, за восемь месяцев погрузка леса здесь увеличилась к аналогичному периоду прошлого года и составила 150,5%, или 322 вагона. Его грузит самый крупный клиент железнодорожников – ГЛХУ «Брестский лесхоз».

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика