Дубица сразу полюбится
На станции Дубица Брестского отделения – перемены. Похорошевшей она встретила новость о том, что в этом году постановлением Совета Министров Республики Беларусь Дубица была внесена в список историко-культурных ценностей. Ей присвоена вторая категория, а всего в указанный перечень по стране включено 27 объектов.
Несмотря на то, что станция находится от Бреста на расстоянии около 35 км, добраться сюда не сложно. Лучше всего это сделать по железной дороге: и удобно, и комфортно. Время в пути пролетает незаметно. Вот и цель путешествия – знаменитая Дубица.
– В этом году завершился косметический ремонт, обновили стены и пол. Безусловно, за свою историю здание не раз ремонтировали, но вот наружные стены сохранились практически в первозданном виде, – рассказывает начальник станции Дмитрий Ждан. – Главное условие, которое соблюдали все строители при ремонте, – не нарушать внешний облик. К примеру, на кирпичной кладке даже остались отпечатки пальцев. Раньше кирпич вручную обжигали в печи. Безусловно, наша станция уникальна и не похожа на остальные. Поэтому не случайно ее внесли в список историко-культурного наследия Беларуси. Сейчас рассматривается вопрос об установке на фасаде соответствующей таблички.
Невозможно не вспомнить о прошлом Дубицы, ведь на ее веку произошло много событий. Само пассажирское здание было построено в 1897 году к десятилетию с момента открытия железнодорожной линии Брест-Литовск – Хелм. Согласно историческим документам, ее строили по приказу императора Николая II, который однажды сам побывал в Дубице, когда следовал в Польшу. В 2017 году станции исполнится 120 лет.
– Сегодня мы храним книгу памяти, в которой размещаются исторические материалы и фотографии, – продолжает Дмитрий Владимирович. – Особое место занимает жизнь станции в «кадре» – ведь не секрет, что здесь проходили съемки эпизодов многих художественных фильмов – «Курсанты», «Брестская крепость», «Роль», «Охота на гауляйтера». Часто были задействованы паровозы – экспонаты Брестского музея. А последняя кинолента – 12-серийный фильм режиссера-постановщика Алены Семеновой «Красота по-советски». Съемки проходят при участии наших работников, которые не только помогают режиссерам, но и обеспечивают безопасность. Сегодня в смене – дежурный Михаил Луцюк. Он вам может многое рассказать о «киношной кухне».
Кроме него на станции трудятся дежурные Александр Вакулич, Андрей Онищук, Павел Кон, а также станционный рабочий Елена Наумчик. Однако Михаила Ивановича можно назвать старожилом станции – он здесь работает 20 лет. первое знакомство с Дубицей у него состоялось еще раньше.
– После окончания Брестского железнодорожного училища № 27 в 1976 году, меня распределили электромехаником на участок Дубица – Влодава, – рассказывает Михаил Луцюк. – Я обслуживал эти две станции, которые были еще на ручном управлении, а также 19 переездов. Потом десять лет трудился дежурным во Влодаве. А в Дубицу перевелся, когда здесь освободилось место – это было ближе к дому, расположенному возле соседнего остановочного пункта Леплевка.
В памяти Михаила Ивановича – съемки десятка фильмов в Дубице, особенно запомнились «Курсанты». Говорит, целая ночь прошла без сна и покоя. От включенных прожекторов было светло, как днем. Железнодорожники тогда выполняли маневровые работы, обеспечивали подачу паровоза.
В нескольких метрах от здания станции проходит колючая проволока – за ней пограничная зона, отсюда до соседней Польши – рукой подать.
– Во время Великой Отечественной войны рядом размещалась погранзастава, которую немцы уничтожили. На ее месте сейчас стоит жилой дом, – указывает в сторону горки Михаил Иванович. – А до войны на этом месте жил начальник заставы. Однажды сюда приезжал немец, который разыскивал могилу своего деда – немецкого солдата. Он погиб от пули пограничника, стрелявшего с этого холма в толпу захватчиков, находившихся на перроне. Убитого похоронили недалеко от станции, потом могилу перенесли в другое место. Но внук так и не нашел место…
На работе станции и сейчас сказывается близость к границе. У пассажиров, которые сюда приезжают на поезде региональных линий экономкласса, пограничники проверяют удостоверения личности. Исключение – местные жители, которых знают в лицо. Однако бывают и нарушители, стремящиеся незаконно попасть в Польшу.
– На моей практике было много случаев, когда помогал в задержании таких людей, – говорит Михаил Луцюк. – Однажды вызвал пограничный наряд на проверку подозрительного пассажира, который вышел из поезда и пошел вдоль путей. Его задержали, а мне потом вручили знак «Отличник погранвойск». Кстати, много лет назад нашего дежурного Александра Вакулича за помощь в поимке нарушителя границы поощрили путевкой для ребенка в пионерский лагерь «Артек».
Сегодня станция радует и производственными успехами. К примеру, за восемь месяцев погрузка леса здесь увеличилась к аналогичному периоду прошлого года и составила 150,5%, или 322 вагона. Его грузит самый крупный клиент железнодорожников – ГЛХУ «Брестский лесхоз».
Юрий ФЕДОРЕНКО