Навстречу клиенту
Белорусская железная дорога находится на пересечении II и IX Международных транспортных коридоров, на стыке колеи 1520 и 1435 мм, на границе ЕАЭС и ЕС и является одним из важнейших игроков евроазиатского рынка грузовых перевозок. Эти факторы стали серьезными предпосылками для развития транзита.
В течение последнего десятилетия в Беларуси сформирован ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Среди них можно выделить латвийское (доля от общего объема транзита составляет 45%), калининградское и литовское (38%), Восток – Запад – Восток (12%) и Север – Юг – Север (5%).
Учитывая мировую тенденцию контейнеризации, именно этот вид перевозок стал одним из приоритетных направлений в развитии грузового железнодорожного транспорта в нашей стране. Чтобы их обслуживать, на Белорусской железной дороге для работы с контейнерами открыты 16 станций. Собственный парк магистрали насчитывает почти 2,5 тыс. единиц.
Белорусская железная дорога уделяет большое внимание развитию перевозок специализированными контейнерными поездами. Как результат – рост таких перевозок в сообщении страны ЕС – Китай и обратно. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года за 8 месяцев текущего объем увеличился в 2,4 раза (75,18 тыс. контейнеров в ДФЭ).
Широкое применение контейнеров позволяет удовлетворять постоянно растущие требования к железнодорожным перевозкам: высокое качество логистического процесса, скорость, безопасность, экономичность доставки, сохранность грузов. В настоящее время на магистрали успешно реализуются проекты в рамках обслуживания контейнерных перевозок между Беларусью и портами Балтийского и Черного морей. Одним из них является поезд комбинированного транспорта «ВИКИНГ» – совместно с железными дорогами Литвы, Украины, стивидорными компаниями и портами Клайпеда, Ильичевск и Одесса. В тесном взаимодействии с литовскими партнерами перевозка грузов между Беларусью и портом Клайпеда в составе данного поезда осуществляется за 36 часов.
Еще одним значимым проектом для Белорусской магистрали является контейнерный поезд «ZUBR», осуществленный во взаимодействии с железными дорогами Латвии, Эстонии, Молдовы и Украины, стивидорными компаниями и портами Рига, Таллинн, Ильичевск и Одесса.
Эти проекты имеют одинаковый уровень тарифных условий, различие наблюдается только в географии доставки и стоимости стивидорных услуг в портах.
В настоящий момент одной из основных составляющих системы управления перевозками на Белорусской магистрали является автоматизация грузовой и коммерческой деятельности. Сейчас в техпроцессы железнодорожного транспорта планомерно внедряются электронные юридически значимые перевозочные документы с электронной цифровой подписью (ЭЦП). Данное направление развивается в рамках совершенствования информационного сопровождения доставок и организации обслуживания по принципу «одного окна». Основные требования – общедоступность, оперативность и простота получения клиентом информационных услуг с использованием безбумажных технологий.
За 8 месяцев 2016 года Белорусской железной дорогой перевезено 81,3 млн. тонн грузов. Транзит составил 20 млн. тонн, вывоз – 33,1 млн. тонн, ввоз – 8,9 млн. тонн, внутриреспубликанские перевозки – 19,3 млн. тонн.
Важнейшим инструментом инновационной технологии грузовой и коммерческой работы является специализированная информационная централизованная web-система АС «Электронная перевозка». Она предназначена для формирования и применения юридически значимых перевозочных, грузосопроводительных и иных транспортных документов в электронном формате, совершения в режиме онлайн необходимых организационно-технологических операций.
АС «Электронная перевозка» построена на использовании инфраструктуры открытых ключей Белорусской железной дороги, взаимодействует с потребителем через любые открытые сети передачи данных посредством криптографически защищенных каналов, применяет только сертифицированные средства ЭЦП, технической и криптографической защиты информации. В настоящее время ее возможности используют более 360 предприятий нашей страны.
Активно развиваются технические и технологические решения, направленные на внедрение накладных СМГС в форме юридически значимых электронных документов в области международных грузовых перевозок. Для организации доставки грузов и порожнего подвижного состава на основе подписанных цифровой подписью электронных накладных СМГС в двусторонних межгосударственных железнодорожных сообщениях магистралями Беларуси, России, Литвы и Украины заключены соответствующие соглашения.
Специалисты Белорусской железной дороги разработали и ввели в эксплуатацию универсальный специализированный аппаратно-програм-мный комплекс Доверенных третьих сторон. Основанный на международных стандартах, в том числе действующих в ЕС, он дает возможность обмена электронными документами, подписанными цифровой подписью, в международном сообщении.
Железные дороги Беларуси и России перешли на использование юридически значимых электронных накладных СМГС при организации перевозок порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, по принципу «все станции ОАО «Российские железные дороги» (кроме Калининградского направления). В сообщении с Литвой при транспортировке порожнего подвижного состава (вагоны, контейнеры) применяются электронные накладные, подписанные цифровой подписью. В данном направлении активизирована работа с железными дорогами Украины, Латвии.
С 1 июня 2016 года расширено применение электронных перевозочных документов при доставках грузов в сообщении Беларусь – Россия через пограничные станции перехода Закопытье – Злынка.
Завершены подготовительные мероприятия в рамках проекта «Электронная контейнерная перевозка», предусматривающего доставку контейнеров ПАО «ТрансКонтейнер» по электронным накладным СМГС на маршруте Польша – Беларусь – Россия. Он будет реализован впервые при организации трехсторонней железнодорожной перевозки евразийского формата и является безусловно перспективным для всех ее участников.
Планируется дальнейшее развитие АС «Электронная перевозка», расширение ее функционала, создание на основе данной системы единого технологического комплекса, ориентированного на привлечение клиентуры дороги путем использования возможностей сопутствующих информационных ресурсов.