Потенциал развития
Важные проекты реализованы на Белорусской железной дороге за последние пять лет. На очереди – новые масштабные задачи, которые должны улучшить эффективность работы магистрали, повысить привлекательность ее услуг.
Деятельность Белорусской железной дороги в предыдущие годы была определена Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.
В частности, для увеличения пропускной способности завершены работы на станциях Ситница и Орша. Путевое развитие первой позволило примерно в 1,4 раза увеличить погрузочные возможности по отправке продукции РУПП «Гранит».
Был сделан акцент на модернизации грузовых терминалов с созданием на их базе транспортно-логистических центров. Городские товарные станции Колядичи и Степянка после завершения реконструкции являются одними из наиболее современных в Беларуси по оказанию услуг транспортной логистики на железной дороге, предоставлению полного спектра информационной поддержки и организации перевозок грузов по принципу
«от двери до двери».
Продолжалась работа по электрификации Белорусской магистрали.
Создана необходимая инфраструктура для организации городских железнодорожных перевозок пассажиров между Минском и городами-спутниками: Заславлем, Руденском и Смолевичами.
Строительство пассажирской технической станции в Минском железнодорожном узле позволило сформировать современную эффективно работающую производственно-техническую базу по ремонту, подготовке и техническому обслуживанию пассажирских составов. Кроме того, получил развитие вокзальный комплекс станции Минск-Пассажирский.
Преобразились вокзалы некоторых областных центров. Выполнена реконструкция вокзальных комплексов Брест-Центральный, Гродно, Лида, Погодино, остановочных пунктов Институт Культуры, Лошица.
На станции Могилев сдан в эксплуатацию вагономоечный комплекс, что позволило осуществлять высококачественную обмывку пассажирских составов круглогодично.
В 2015 году на УП «Рельсосварочный поезд № 10 станции Орша» вышла на проектную мощность линия по репрофилированию старогодных рельсов и сварке новых рельсов в плети бесстыкового пути.
Кроме того, воплощен в жизнь проект по автоматизации с механизацией сортировочной горки станции Калинковичи, внедрена установка по переработке и утилизации нефтешламов на промывочно-пропарочной станции Барбаров. Реконструирован крупный железнодорожный мост через Березину, введен в эксплуатацию цех по сборке рельсошпальной решетки в ПМС-115 и цех по ремонту путевых машин на станции Брест-Восточный.
В настоящее время Белорусская железная дорога совместно с ОАО «РЖД» реализует проект организации скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва – Брест – Берлин с использованием подвижного состава испанской компании «Тальго». Он направлен на привлечение дополнительного пассажиропотока в направлении стран Западной Европы за счет увеличения скорости движения в кривых участках пути.
Масштабная работа проведена и для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу. Только за прошедшие пять лет от мобильных источников они сократились на 33%, от стационарных – на 20%, использование и обезвреживание отходов увеличилось на 23%.
Не остается без внимания и повышение энергоэффективности организаций Белорусской железной дороги, которое достигается за счет внедрения современных технологий, вывода из эксплуатации неэффективного котельного, компрессорного и электрического оборудования.
Суммарный экономический эффект от мероприятий по энергосбережению только в 2015 году составил 16,7 тыс. тонн условного топлива.
Повышение энергоэффективности работы Белорусской железной дороги в ближайшей перспективе будет достигаться за счет улучшения КПД перевозочного процесса, снижения влияния негативных эксплуатационных факторов, возврата электрической энергии в контактную сеть электроподвижным составом посредством рекуперативного торможения, отмены пригородных поездов при малой населенности.
За прошедшее пятилетие достигнут значительный экономический эффект от рационализаторской деятель-ности. Новые решения направлены на обеспечение безопасности движения, экономию и рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, совершенствование процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, улучшение условий труда.
За первую половину 2016 года на магистрали освоили более 380 рационализаторских предложений, с помощью которых удалось сэкономить почти 8,9 млрд. неденоминированных рублей, что в четыре раза больше запланированных показателей. В разработках и внедрении рацпредложений приняли участие свыше 300 новаторов.
Приоритетные направления для Белорусской железной дороги на период 2016 – 2020 годы:
- развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта,
- обновление подвижного состава,
- электрификация железнодорожных участков,
- развитие пассажирских перевозок,
- совершенствование маркетинговой работы,
- развитие контейнерных перевозок грузов,
- применение современных информационных технологий,
- проведение мероприятий по энергосбережению,
- подготовка персонала.
В рамках развития этого сегмента в ближайшей перспективе планируется создание единой автоматизированной системы регистрации предложений, подаваемых и внедряемых на Белорусской железной дороге. Программа позволит быстро заполнять формы (заявление на рацпредложение, информационная карта, заключения специалистов, акт об использовании, удостоверение).
Для определения стратегических направлений развития Белорусской железной дороги в соответствии с приоритетом социально-экономического развития страны (эффективные инвестиции и ускоренное развитие инновационных секторов экономики) разработана Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, которая включает подпрограмму, посвященную стальной магистрали.