Лента времени: 9 — 15 октября
Отбросили к черту
85 лет назад в СССР приняли решение о полной ликвидации частной торговли.
Экономический и политический кризисы, охватившие страну при «военном коммунизме» в 1918 – 1921 годах, заставили руководство искать новые подходы. Переход к «новой экономической политике» (НЭПу) был провозглашен Х съездом коммунистической партии в марте 1921-го. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах Владимира Ленина: конечная цель остается прежней – социализм, но положение страны после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Основными мерами, проведенными в рамках НЭПа, стали замена продразверстки продовольственным налогом, легализация свободной торговли, а частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста человек. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 году было признано право на аренду земли и использование наемного труда, отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк. НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Впрочем официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920-х годов меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание. А 27 декабря 1929 года в речи на конференции историков-марксистов Сталин заявил: «Если мы придерживаемся НЭПа, это потому, что он служит делу социализма. А когда перестанет служить делу социализма, мы новую экономическую политику отбросим к черту». И отбросили: 11 октября 1931 года была отменена частная торговля (кроме колхозных рынков). Все негосударственные магазины были национализированы. В ходе ликвидации конфисковывалось имущество крестьян-кулаков, их ссылали в Сибирь, а городских «нэпманов» (а также членов их семей) лишали политических прав, многих подвергали судебным преследованиям.
Актеры не рождаются случайно
90 лет назад родился народный артист СССР Евгений Евстигнеев.
Его юность пришлась на годы Великой Отечественной. Будущий актер работал на заводе по выпуску боеприпасов в Горьком. После войны увлекся джазом и играл в любительском ансамбле. На один из концертов пришел педагог театрального горьковского училища и, увидев Евстигнеева за ударной установкой, предложил ему стать актером. Евгений окончил училище в 1951 году и переехал во Владимир, где был одним из первых артистов в местном театре. Затем – учеба в знаменитой школе-студии МХАТ. Сниматься в кино Евстигнеев начал еще в 1957 году, преимущественно в эпизодах. Он обладал уникальной способностью – небольшое жизненное наблюдение умел превратить в целую роль. Его герои – всевозможные чиновники, служащие и прочие работники умственного труда. Таковы Дынин в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), режиссер драмколлектива в картине «Берегись автомобиля» (1966) и Корейко в «Золотом теленке (1968). Со временем Евстигнеевские образы становятся более заостренными, язвительно развенчиваемыми, порой доведенными до фарсово-абсурдного воплощения и приобретающими зловещий оттенок, например, в фильмах «Гиперболоид инженера Гарина» (1966) и «Бег» (1971). Он стремился внести элементы лиризма и трогательности в неуживчивые характеры персонажей. Таковы его герои в картинах «Верность» (1965), «Старики-разбойники» (1972), «Старый Новый год» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1984), «Зимний вечер в Гаграх» (1986) и «Собачье сердце» (1988). Всего Евстигнеев снялся более чем в ста лентах в кино и на телевидении, по праву став одним из самых любимых актеров в СССР. Он до последних дней продолжал много сниматься и играть в театре. Его смерть стала для всех трагической неожиданностью. Евгений Александрович скончался в марте 1992 года в Лондоне, где ему должны были сделать операцию на сердце. Похоронен знаменитый актер на Новодевичьем кладбище в Москве.
В лучах олимпийской славы
80 лет назад в Гомеле родился один из первых белорусских олимпийских чемпионов – Леонид Гейштор.
В послевоенные годы, на которые пришлись детство и юность, ему было нелегко – большая семья осталась без кормильца. Отец Григорий Михайлович в 1944-м погиб на фронте. Дом, в котором жил Леонид, стоял на берегу реки Сож, и каждый год с наступлением лета будущий чемпион весь день проводил на реке. Катался на лодке, купался, загорал. Там же впервые увидел каноистов и попросился в секцию. Уже через 45 дней упорных тренировок он стал победителем первенства Гомеля и Гомельской области на километровой дистанции. Леонид не расставался с веслом и в армии, даже стал чемпионом Башкирии. После этого окончательно решил связать свою жизнь со спортом. В 1959 году за 10 дней до Спартакиады народов СССР белорусские тренеры решили создать тандем – Леонид Гейштор и Сергей Макаренко из Бреста. Они быстро нашли общий язык и выиграли престижное соревнование. Отметим, что раньше эти спортсмены даже не были знакомы. После ряда успешных стартов малоизвестных белорусских гребцов решили отправить на Олимпиаду 1960 года в Риме. Соревнования проходили на озере Альбано. Достойную конкуренцию нашим спортсменам составили итальянцы и венгры, занявшие второе и третье места соответственно. В этот день, для того чтобы подняться на первую ступеньку пьедестала, белорусы преодолели километровую дистанцию за 4 минуты 17 целых и 4 сотые секунды. Как вспоминает Леонид Гейштор в своей книге «Малая флотилия» и ее история», фаворитом считался румынский дуэт, которому предсказывали победу. Однако прогнозу не суждено было сбыться. «Со старта до финиша мы с Сергеем диктовали ход гонки. Каноэ скользило ровно. Финишировали первыми, принеся советской команде третью на соревнованиях золотую медаль. Мы – первые в Беларуси чемпионы Олимпийских игр!». Затем были победы на чемпионатах мира и Европы, многих других престижных соревнованиях. Завершив выступления в спорте, Леонид Григорьевич Гейштор преподавал на кафедре физического воспитания в Гомельском государственном университете. Затем перешел на тренерскую работу.
Обнимая город
85 лет назад в Рио-де-Жанейро состоялось торжественное открытие статуи Христа-Искупителя.
Она стоит на вершине холма Корковаду на высоте 704 метра над уровнем моря. Высота самой статуи – 30 метров, не считая семиметрового постамента, а ее вес – 1140 тонн. Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на лучший монумент – символ нации. Победитель, Эктор да Силва Коста, выдвинул идею скульптурного изображения Христа, распростершего руки и обнимающего город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Идея да Силвы была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, чтобы финансировать осуществление проекта. Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже, чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Работы над проектировкой и созданием статуи шли в Париже. Затем она была доставлена в Рио-де-Жанейро и установлена на холме. 12 октября 1931 года состоялось торжественное открытие и освящение, к этому дню была смонтирована и осветительная установка. Статую Христа-Искупителя считают одним из современных чудес света. Она является национальным достоянием и бразильской святыней.
Новости тоже продаются
165 лет назад в Лондоне создано информационное агентство «Рейтер».
Его основатель – Пауль Рейтер – родился в 1816 году в немецком городе Касселе. С 13 лет работал клерком в банке своего дяди. По некоторым свидетельствам, он знал математика и физика Карла Гаусса, успешно завершившего в этот период эксперименты по созданию электрического телеграфа. Видимо, именно тогда у Пауля возникла идея создания телеграфного агентства. В 1848 году Рейтер переехал в Париж, где работал корреспондентом ряда немецких газет. Тогда же он предпринял первые попытки наладить передачу новостей в режиме телеграфных сообщений. Рейтер начал с передачи информации почтовыми голубями между Брюсселем и Аахеном, а затем использовал для этого франко-бельгийскую телеграфную линию. В 1851 году, переехав в Лондон, вблизи фондовой биржи столицы Великобритании (тогда мирового финансового центра) Рейтер открыл телеграфную контору, которая передавала телеграммы, в основном коммерческого содержания. Следующим шагом стала передача политических новостей для некоторых газет Европы. С 1858 года агентство стало главным поставщиком новостей для всех крупнейших лондонских газет. Росту авторитета и популярности способствовали достоверность и оперативность передаваемой информации. Благодаря агентству, в 1859 году Европа прочитала речь Наполеона III, предвещавшую австро-итало-французскую войну, а в 1865-м узнала об убийстве Авраама Линкольна.
Символ эпохи
60 лет назад с конвейера сошли первые автомобили ГАЗ-21 «Волга».
5 первых машин вместе с досерийными прототипами передали в таксопарки. В условиях интенсивной эксплуатации выявили многие «детские болезни». Всего за 14 лет было выпущено 639 тыс. экземпляров этого автомобиля, который пользовался большим спросом не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. «У русских получилась очень неплохая машина. Возможно, «Волга» не поражает динамикой, зато подкупает замечательной плавностью хода и классной шумоизоляцией. А как машина берет подъемы – любо-дорого посмотреть!», – так почтительно об автомобиле отзывался английский журнал The Motor. Еще одно авторитетное издание Autocar также не поскупилось на похвалу: «Общее качество исполнения – на уровне лучших мировых аналогов. В «Волге» вы не найдете следов некачественной сборки или плохих отделочных материалов». Новинка была экономичней и динамичней «Победы», при этом по надежности и проходимости опережала многие зарубежные аналоги. Модель стала самым комфортабельным и богато оснащенным на тот момент массовым автомобилем страны. Ей не только полагалась печка, радиоприемник, но даже и автоматическая коробка передач! Многие специалисты считают первую «Волгу» самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР. Она снималась в кино и несла круглосуточную вахту в службе скорой помощи, таксисты любили ее за надежность, а пассажиры – за плавный ход и мягкий диван. «Волге» в 21-м кузове повезло стать любимой машиной космонавтов и спортсменов, киноактеров и лучших мастеров эстрады. Но главное – при жизни превратившись в символ достатка, олицетворение мечты советского человека о счастливом будущем, 21-я из просто удачного автомобиля с годами превратилась в символ эпохи – возможно, самого лучшего периода Советского Союза.