Январь
Вт
21
2025

Шелковый путь: акценты взаимодействия

Количество контейнерных поездов, следующих по Белорусской железной дороге в сообщении Китай – ЕС – Китай, в перспективе может увеличиться в разы. Дополнительным стимулом для этого станет развитие китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

14В ближайшие годы отечественная магистраль намерена упрочить свои позиции на международном рынке транспортно-логистических услуг. Об этом заявил начальник магистрали Владимир Морозов на конференции в Минске, которая прошла в рамках Х Белорусского транспортно-логистического конгресса.

Цена, скорость и качество

По его словам, это направление очень перспективно. Однако его успех зависит от эффективности взаимодействия участников данного процесса.
За последние десять лет в этой сфере многое изменилось, однако в организации пропуска контейнерных поездов по-прежнему задействованы железные дороги нескольких стран. Операторы перевозки в этом деле играют роль и партнеров, и конкурентов.
К сожалению, рынок движения товаров, грузопотоков и сегодня неустойчив: он меняется в силу экономических, политических и других причин. Однако цена, скорость и качество для клиентов остаются неизменными факторами привлекательности транспортно-логистических услуг.
– Необходимо стремиться к прозрачности и предсказуемости бизнеса, – отметил Владимир Морозов. – Мы должны обеспечить правовые условия, в соответствии с которыми партнеры смогут выполнять совместную работу.

Согласовать тарифную политику

– Белорусская железная дорога придает большое значение реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути, – заявил начальник дороги. – Это открывает для нас большие перспективы.
По его словам, важно не переманивать друг у друга грузы, а вместе, сообща, создавать условия для привлечения дополнительных потоков.
В настоящий момент китайские производители для доставки товаров в Европейский союз чаще всего используют морские перевозки, в то время как железнодорожники могут обеспечить более высокую скорость доставки. Однако в конкурентной борьбе этого недостаточно: необходимо предложить привлекательные тарифы.
По мнению Владимира Морозова, неразумно поступает тот, кто стремится получить максимум выгоды «здесь и сейчас» и потому формирует высокие цены на свою составляющую общей услуги. Это никак не способствует привлечению новых клиентов.
Более выигрышной он считает иную стратегию: всем организаторам трансграничных перевозок нужно согласовать тарифную политику. Только так можно рассчитывать на более ощутимую выгоду за счет долгосрочного сотрудничества и наращивания объемов работы.

25Таможенный эффект

У железнодорожников Беларуси, России и Казахстана есть важное конкурентное преимущество: на этом большом пространстве нет внутренних границ, а лишь общие внешние. Тем не менее пока остаются некоторые несоответствия в законодательствах. Необходимо гармонизировать правовую базу также с партнерами из Польши, Германии, Литвы, других государств.
– Хочу обратить внимание на необходимость информационного обеспечения на всем нашем перевозочном плече, – отметил Владимир Морозов. – Мы не видим товар, который движется в Китае. Нужно работать с нашими китайскими партнерами – как с железнодорожниками, так и с руководством провинций, в которых формируются основные грузопотоки.
Ускорение доставки грузов железнодорожным транспортом из Поднебесной в Евросоюз в определенной степени зависит и от действий китайской стороны. Ведь порой бывает так, что контейнерный поезд из российского Забайкальска до белорусских Колядичей преодолевает несколько тысяч километров за 6 дней. На этом отрезке маршрута он движется с высокой скоростью – около 1350 км в сутки. Однако это преимущество нивелируется медленным перемещением контейнеров по Китаю, на что может понадобиться более недели.
Важно не только ускорить процедуры, связанные с перестановкой вагонов с колеи одного стандарта на другой, но и ускорить таможенное оформление грузов. Белорусские и литовские железнодорожники уже смогли существенно сократить время на оформление таможенных процедур по некоторым поездам. Такой опыт могут взять на вооружение и коллеги из других стран.

33Привлечь резидентов

Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», который создается в 25 км от Минска, может стать катализатором для наращивания объемов перевозок грузов между Китаем и Евросоюзом. На территории площадью около 91,5 кв. км разместятся производственные, административные, жилые и другие объекты.
В этом парке пока зарегистрированы 8 резидентов, инвестиционный портфель которых – около 700 млн. долларов. Важный вклад в реализацию проекта вносит компания «Чайна Мерчантс». Ожидается, что «прописку» под Минском получат и многие другие китайские предприятия.
Сравнительно недалеко от парка размещается большой и современный транспортно-логистический центр Колядичи Белорусской железной дороги. Пока Белорусская магистраль участвовала в доставке строительных материалов и оборудования для возведения объектов «Великого камня». Однако в дальнейшем услуги железнодорожников могут быть востребованы и для отправки произведенных на территории индустриального парка товаров европейским потребителям.
Представители транспортно-логистического комплекса Литвы и Латвии также считают данный проект перспективным. Во время конференции в Минске они предложили несколько схем доставки таких грузов с использованием морских портов Прибалтики.

2016-05-16-st-kolyadichiИнвестиции в продвижение

Через Беларусь сегодня пролегает маршрут почти 20 специализированных контейнерных поездов. По итогам работы за 8 месяцев нынешнего года в сообщении Европа – Китай – Европа перевезено 75,2 тыс. контейнеров в ДФЭ, или в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В дальнейшем повысить транзитный потенциал Беларуси может совместный проект Беларуси, России и Казахстана – Объединенная транспортно-логистическая компания, которая уже набирает обороты.
Предпосылки для привлечения новых клиентов создает и Белорусская магистраль: электрифицируются и модернизируются все новые участки, на которых повышаются скорости и применяется подвижной состав нового поколения.
Только с 2011 года по настоящее время на эти цели Белорусская магистраль направила более 2,5 млрд. долларов. В целом, объем инвестиций, который напрямую или косвенно влияет на развитие перевозок по маршрутам Шелкового пути в сообщении Китай – Европа – Китай, а также через индустриальный парк «Великий камень», составляет порядка 700 млн. долларов.
В комплексе с другими мерами, как планируется, это должно привести к многократному увеличению объемов транзита грузов между Китаем и ЕС. Для повышения привлекательности транспортно-логистических услуг, по мнению Владимира Морозова, необходимо объединить усилия не только железнодорожников разных стран, но представителей автомобильного, морского, других комплексов транспортной сферы.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика