Верность лучшим
Приспособление для диагностики электронных блоков маневровых тепловозов серии ТМЭ1 разработали в локомотивном депо Витебск.
Теперь работники предприятия могут оперативно проверять сложное оборудование и вовремя устранять выявленные недостатки. Эта новинка – одно из многочисленных рационализаторских предложений, внедренных витебскими локомотивщиками в текущем году. Более того, почти половина суммы экономического эффекта, который за первое полугодие 2016-го получен от идей рационализаторов Витебского отделения, приходится именно на новаторов локомотивного депо Витебск. К слову, на днях это предприятие отметит знаковый юбилей – 150 лет со дня своего основания.
– Рационализаторские находки очень помогают нам в работе, – рассказывают мастер электроаппаратного участка Павел Удалой и инженер-электроник Александр Корнаков. – Рождаются они внезапно, а катализатором их появления становится сама жизнь. Когда отремонтировать оборудование надо быстро и качественно, на выручку приходит именно новаторская смекалка.
Вникнуть в суть дела
Смекалка необходима и работникам цеха ремонта тепловозов. Но больше всего здесь требуется внимательность и скрупулезное отношение к делу. Инженер-технолог Андрей Лисовский с помощью вибродиагностического комплекса собирает данные по всем 12 колесно-моторным блокам тепловоза. Дальше – анализ этой информации и подготовка рекомендаций для устранения выявленных дефектов. На предприятии Андрей Викторович – один из лучших специалистов по неразрушающему контролю, но конкуренцию ему уже создают молодые кадры. Например, 22-летний инженер-технолог Илья Сахаров. Выпускник БелГУТа на предприятие пришел нынешним летом вместе со своей супругой-одногруппницей Юлией – оператором центра оперативно-технического учета депо.
– Коллектив в депо отличный, поэтому и работа спорится. Конечно, без совета старших коллег не обойтись, но и сам стараюсь быстро вникать в суть дела, – оценивает свои первые шаги в профессии Илья. – Я горжусь тем, что пришел на работу в одно из сильнейших депо Белорусской.
Добросовестность
плюс профессионализм
Локомотивное депо Витебск, действительно, одно из самых мощных на магистрали. Его приписной парк – 63 грузовых, 19 маневровых, 4 пассажирских локомотива. Здесь осуществляют техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты тепловозов 2ТЭ10МК, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, 2ТЭ10УК, производят техническое обслуживание и ремонт тепловозов ЧМЭ3, ТЭП60, ТМЭ1, а также техническое обслуживание дизель-поездов ДДБ1. Уровень ответственности немалый, но добросовестное отношение и профессионализм помогают работникам депо решать любые задачи быстро и качественно. Доведенная программа ремонта полностью выполняется.
– С начала года объем перевозок составил более четырех миллиардов тонно-километров брутто. В объеме КР-2 произведен ремонт двух единиц грузовых локомотивов 2ТЭ10М и 2ТЭ10МК, ТР-3 и ТР-2 – более двух десятков, ТР-1 – более 130 и ТО-3 – более 500, – отмечает начальник депо Олег Костюк. – Большая часть нашего приписного парка оснащена дизельными установками Д49, пришло время их ремонтировать. Поэтому в перспективе мы планируем освоить их капитальный ремонт в объеме КР-1. Он будет включать демонтаж дизель-генераторной установки, полную разборку и ряд других операций. Запас ресурсов у нас есть.
А главным секретом успеха предприятия его руководитель считает верность славным традициям. Олег Степанович говорит: «Кто не помнит вчерашнего дня, у того нет завтрашнего».
Кино…
для локомотивных бригад
Такого же мнения придерживается и машинист тепловоза Игорь Богданов. Свой подарок к юбилею депо – двадцатиминутный фильм о его истории и сегодняшних буднях, снятый в свободное от работы время, – первым зрителям он демонстрирует с нескрываемым волнением. На весь творческий процесс у Игоря Владимировича ушло около двух месяцев: от написания сценария до съемки и профессиональной озвучки.
В авторской копилке Игоря Богданова – более двух десятков учебных фильмов. В ближайших планах – еще один, своеобразная видеорекомендация для локомотивных бригад. Она будет создана на основе нормативных документов, которые помогут его коллегам сориентироваться в нестандартных ситуациях. Пока же для них хорошим подспорьем в обучении стал уже отснятый материал. Его можно найти на сайте, созданном еще одним работником депо, – машинистом-инструктором Евгением Макаренко.
– Мой сайт функционирует уже больше года. И если в первое время была низкая посещаемость, то теперь в поисковых системах он – в первой десятке, – рассказывает железнодорожник. – Причем этот интернет-ресурс популярен не только у белорусских коллег, много вопросов задают и локомотивщики Российских железных дорог – Октябрьской, Куйбышевской и других.
Нормативная документация, планы и конспекты технической учебы, книги, фильмы – информация на сайте постоянно обновляется. Зайдя сюда заранее, работники изучают конспект и приходят на занятие уже подготовленными. Экономится время, а значит большая его часть идет на отработку навыков на практике.
– Есть идея создать полностью новую систему технического обучения. Она будет дистанционной, что никак не повлияет на качество подготовки, – делится планами Евгений Владимирович.
класс, где проходят обучение локомотивные бригады, оборудован по последнему слову технической мысли. А в оформлении стендов и тренажеров принимали участие сами работники депо.
Редкая профессия
Журналистское любопытство берет верх – пытливо заглядываю и в соседний кабинет. Заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Дмитрий Демиденко тут же комментирует:
– А здесь у нас трудятся техники по расшифровке лент скоростемеров, которые тоже должны знать все правила ПТЭ не хуже самих локомотивных бригад.
– Накладываем скоростемерную ленту на номограмму участка пути, записываем параметры движения поезда в журнал, анализируем, выявляем нарушения, – посвящает в тонкости дела техник по расшифровке лент скоростемеров Наталья Покрушинская (на фото). Увидев мою растерянность, добавляет: – Эта специальность редкая, постичь ее можно только на практике. Хотя на самом деле ничего сложного в ней нет. На номограмме отмечены все станции, путевые светофоры. За десять лет в депо все секреты работы знаешь, как свои пять пальцев. Уже по праву могу делиться опытом с молодежью.
Поддержать молодых, заботиться о ветеранах
Кстати, молодежи в депо с каждым годом становится больше. В 2016-м коллектив предприятия пополнили 11 специалистов.
– Ребята активные, подхватывают любые начинания, – поддерживает разговор секретарь первичной организации ОО «БРСМ» предприятия, машинист тепловоза Вадим Устинович. – Участвуем в спортивных и творческих конкурсах, помогаем ветеранам.
о ветеранах в депо – особая забота. Чествование в праздники, экскурсии, материальная поддержка, помощь по хозяйству. И те, кто уже давно на заслуженном отдыхе, сами не забывают о родном предприятии.
– Мы здесь получаем стимул к жизни, – рассказывает ветеран Алексей Сотников, отработавший на железной дороге более 40 лет. – На пенсию с должности инженера-технолога я ушел шесть лет назад, но до сих пор наведываюсь в депо с удовольствием: узнать последние новости, пройтись по цехам, поговорить с руководством.
о том, что в локомотивном депо Витебск работают инициативные и творческие люди, свидетельствует еще один любопытный факт: мужская часть народного хора железнодорожников при Культурно-спортивном центре – локомотивщики. Причем разного возраста.
После увиденного и услышанного вывод напрашивается сам собой: на предприятии умеют ценить прошлое, знают, как сделать достойным настоящее, и уверены в надежном будущем.
Историческая справка
История локомотивного депо Витебск берет начало во второй половине XIX века. 5 октября по старому или 17 октября по новому на имя императора была отправлена телеграмма министра путей сообщения царской России, инженера, генерал-лейтенанта Павла Мельникова с известием об открытии движения поездов на железнодорожной линии Витебск – Полоцк. Для их обслуживания и были построены небольшие вагонные и паровозные мастерские, которые положили начало создания локомотивного депо Витебск. В 1903 году на его месте находилось небольшое депо веерного типа для ремонта паровозов пассажирского движения, которое относилось к Орловско-Витебской железной дороге, а позже – к Московско-Белорусско-Балтийской. Постепенно предприятие развивалось, поступали паровозы новых серий.
Мирную жизнь оборвала Великая Отечественная. В 1941 году депо эвакуировали. Последний эшелон ушел на восток 9 июля. Во время войны здания предприятия были разрушены практически до основания. Но благодаря совместным усилиям железнодорожников и горожан уже через девять дней после освобождения Витебска из депо на Полоцк отправился первый поезд. С того времени здесь произошло много событий с приставкой «впервые». К примеру, в 1965-м коллектив депо первым на магистрали получил в эксплуатацию новые двухсекционные тепловозы ТЭЗ № 5477 и № 5478 мощностью 4000 лошадиных сил. А спустя десять лет, после возрождения производственно-технической базы из подъемочного ремонта был выпущен первый магистральный тепловоз ТЭЗ № 5477. К слову, локомотивное депо – не единственное предприятие Витебского узла, отмечающее юбилей 17 октября, – 150 лет также исполнится станции Витебск и Витебской дистанции пути.
Екатерина ОСОВСКАЯ