Подъем с разворотом
Шесть полувагонов подняли и установили на рельсы на станции Жлобин во время дорожных полигонных учений с участием работников восстановительных поездов.
По замыслу учений сход группы вагонов произошел на однопутном участке в непосредственной близости от путепровода. С учетом масштабности происшествия к ликвидации последствий аварии привлекли силы сразу трех восстановительных поездов: из Гомеля, Жлобина и Калинковичей.
На 180 градусов
На место проведения учений прибыл кран ЕДК-500 восстановительного поезда Жлобин. Работники действуют быстро и четко. Расставляют кран, готовят оборудование. Прошло около получаса – и кран готов к выполнению задания.
Первый вагон «охватывают» стропами. Их цепляет крюк крана – и полувагон отрывается от земли. Кажется, что подъемное устройство с легкостью справляется с вагоном, хотя последний весит более 20 тонн. Впрочем, для ЕДК-500 это вполне по силам, ведь его технические возможности позволяют перемещать груз весом до 80 тонн.
«Полет» полувагона получился затяжным, дальним. Участок однопутный, поэтому кран совершает разворот на 180 градусов. После такого далекого перемещения полувагон опускают на рельсы, а затем подошедший локомотив оттягивает его в сторону. И команда восстановительного поезда приступает к подъему второго вагона. По такой же схеме перемещают и третий.
Параллельно с ними остальные три вагона ставят на рельсы работники восстановительного поезда Гомель. Так как по замыслу учений сход произошел в непосредственной близости от путепровода, то здесь работа краном невозможна. Поэтому гомельские специалисты для решения поставленной задачи используют гидравлическое оборудование с гидроприводом из легких металлов (типа MFD). Каждый из трех вагонов поднимают вверх, затем перемещают по горизонтали и устанавливают на рельсы.
На полигоне в этот день был задействован и штат восстановительного поезда станции Калинковичи.
Тройной эффект
– Мы специально задействовали силы трех восстановительных поездов Гомельского отделения, – отмечает старший ревизор дорожный по безопасности движения поездов профильной службы Управления дороги Вадим Шляга. – Наша задача – не только оценить готовность каждого из них к выполнению аварийно-восстановительных работ, но и еще раз отработать их взаимодействие.
Ведь, по его словам, на магистрали порой случаются сходы железнодорожного подвижного состава с большим масштабом последствий. При восстановлении движения каждая минута на счету. Поэтому к работе привлекают штат и технику сразу нескольких восстановительных поездов.
На учениях в Жлобине акцент на подъем полувагонов был сделан неслучайно: в узле располагается вагонное депо, где ремонтируют этот подвижной состав, а промышленный гигант БМЗ грузит в день более 100 полувагонов со своей продукцией. Кроме того, через этот город по магистрали следует и много транзитных грузовых поездов, в составе которых немало именно полувагонов.
Проверка
на готовность
В вопросах обеспечения безопасности движения нет мелочей. Необходимо быть готовым к ликвидации последствий любой нештатной ситуации. Поэтому учения проводятся регулярно. Не считая нынешних, за девять месяцев текущего года состоялось 35 полигонных тренировок. Самые крупные прошли на станциях Мордичи, Бобруйск, Минск-Сортировочный и в Могилевском железнодорожном узле.
Приобретенный практический опыт помог при ликвидации последствий не условных, а реальных происшествий. С начала года на места схода с рельсов подвижного состава восстановительные поезда выезжали 11 раз. Из них минчане, полочане и гомельчане дважды участвовали в ликвидации последствий аварий, остальные – по одному разу. За этот период они подняли 23 единицы железнодорожного подвижного состава, 1 кран на гусеничном ходу, 2 козловых крана.
Поддержание восстановительных поездов в постоянной готовности позволяет не только решать многие задачи по организации аварийно-восстановительных работ, но и создает мощную техническую базу для оказания услуг по замене мостовых балок, укладке стрелочных переводов, выполнению других подрядно-договорных работ.
Как свидетельствует статистика, больше остальных в этом плане был задействован коллектив восстановительного поезда Жлобин. За девять месяцев нынешнего года его команда выезжала на объекты 95 раз.
– Такая активность объясняется несколькими причинами, – рассказывает начальник поезда Валерий Чаплинский. – Во-первых, мы имеем в распоряжении хороший парк техники. В частности, есть железнодорожный кран с телескопической стрелой. Его можно эксплуатировать на электрифицированных участках магистрали без отвода контактной сети. Во-вторых, в последнее время Жлобинский узел и прилегающие участки в эпицентре строительства и модернизации инфраструктуры. Поэтому услуги нашего поезда очень востребованы.
Благодаря успешной деятельности жлобинцев, в лидеры по подрядно-договорной работе по итогам девяти месяцев нынешнего года вышло и все Гомельское отделение. Три его восстановительных поезда при оказании подобных услуг совершили 116 выездов (из 349 по всей магистрали). Их доля в общем объеме – более 33%.
Среди восстановительных поездов магистрали в тройку лидеров также вошли коллеги из Волковыска (50 выездов), Молодечно (48).
Улучшить техническую базу
На Белорусской железной дороге в настоящее время действуют 13 восстановительных поездов. Они оснащены 28 кранами грузоподъемностью от 50 до 250 тонн, из которых 20 единиц – типа ЕДК немецкого производства, остальные 8 российского производства – с телескопической стрелой. Кроме того, в парке есть 23 единицы гусеничной техники, 19 бульдозеров и тракторов, 4 тягача.
– За последние годы мы смогли улучшить техническую базу восстановительных поездов, – отметил заместитель главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов Николай Улащик. – В частности, приобрели два крана грузоподъемностью 150 тонн – для восстановительных поездов Волковыск и Осиповичи.
По его словам, назрел вопрос о необходимости приобретения специального гидравлического оборудования подобного тому, которое применялось на учениях. Кроме того, предполагается передать в распоряжение восстановительных поездов выводимые из оборота вагоны-рестораны. Их переоборудуют для ремонтно-технических нужд. Первыми такой возможностью воспользовались в восстановительном поезде Жлобин.
Предполагается также совершенст-вовать систему подготовки и повышения квалификации кадров для восстановительных поездов. С учетом вступления в силу с июля 2016 года новых ПТЭ будут скорректированы и профильные инструкции, другие документы. Большое внимание уделят и проведению полигонных учений восстановителей, осмот-ру состояния техники.
После успешного подъема и установки на рельсы шести порожних полувагонов в Жлобине провели полное техническое освидетельствование крана ЕДК-500 восстановительного поезда Гомель. Динамические и статические испытания выполнили специалисты дорожно-технического центра по комплексному обслуживанию объектов повышенной опасности Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги.
Руслан АНАНЬЕВ