Диагностика обезопасит от потерь
Застать на рабочем месте одновременно весь коллектив отдела технического диагностирования и испытаний объектов повышенной опасности Центра испытаний и технического аудита КТЦ – задача не из легких.
Каждую неделю его инженеры отправляются в командировки по всей стране. Эти специалисты – единственные на Белорусской железной дороге, кто проводит техническое диагностирование грузоподъемных кранов и сосудов, работающих под давлением.
Все больше предприятий обращаются к витебчанам за помощью. Не так давно, к примеру, Гомельский вагоностроительный завод. После завершившегося ремонта крановых установок на дрезинах ДГКу специалисты отдела проводят полное техническое освидетельствование. Без такой проверки кран к работе не допускается.
– У нас ответственная миссия: при техническом диагностировании грузоподъемных кранов и сосудов, работающих под давлением, вовремя выявить всевозможные дефекты, которые могут повлиять на безопасную эксплуатацию устройств, – рассказывает начальник отдела Александр Романьков. – По результатам каждой проверки составляется отчет. В нем отражаются все замечания и рекомендации по их устранению. Также мы определяем условия и сроки дальнейшего использования диагностируемого объекта.
Кроме того, специалисты отдела проводят дефектоскопию стальных канатов на предмет их дальнейшего использования, полное техническое освидетельствование грузоподъемных кранов и сосудов, работающих под давлением, включая наружный и внутренний осмотр, а также и гидравлические испытания, электрофизические измерения контура заземления подкрановых путей и сопротивление изоляции силовых линий грузоподъемных кранов.
– С начала года мы осуществили техническое диагностирование 452 грузоподъемных кранов и 116 сосудов, работающих под давлением. ТО прошли еще 78 таких сосудов, ПТО – 22 грузоподъемных крана. Была проведена дефектоскопия 47 стальных канатов, – говорит о выполненном плане Александр Николаевич и добавляет: – Мы постоянно востребованы. Конечно, заказать подобную диагностику можно и у сторонних специалистов, но это будет стоить немалых средств. К тому же мы, как одно из железнодорожных предприятий, заинтересованы в том, чтобы дорога функционировала исправно и с максимальной ответственностью подходим к выполнению своих обязанностей.
Идея создать на Белорусской магистрали лабораторию по обследованию грузоподъемных машин и других технических устройств возникла в еще 1999 году. Предпосылкой к этому стала необходимость диагностирования технических устройств, отработавших нормативный срок службы. Так, на базе Витебской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (ныне «Витебскгрузсервис») открылась лаборатория, которая, к слову, на протяжении почти двух десятков лет пережила не одну реорганизацию. В 2000 году она была переименована в Дорожно-технический центр по комплексному обслуживанию объектов повышенной опасности (ДЦПО), в 2014-м – включена в состав Конструкторско-технического центра. С октября нынешнего года относится к Центру испытаний и технического аудита КТЦ.
Впрочем, какие бы перемены ни претерпевал отдел, с начала создания им неизменно руководит Александр Романьков, общий трудовой стаж которого на магистрали уже четыре десятка лет. Александр Николаевич вспоминает, что выбирая будущую профессию, с одной стороны, желал, чтобы она обязательна была связана со сложным оборудованием, с другой – хотел пойти по стопам родителей-железнодорожников.
– И очень рад, что задуманное осуществилось, – улыбается собеседник.
Окончив Витебский технологический институт легкой промышленности (ныне ВГТУ) и получив специальность инженера-механика, он пришел работать в локомотивное депо Витебск: сначала токарем, потом главным механиком. С 1999 года Александр Николаевич – начальник уникальной на магистрали лаборатории.
Изучить теоретическую базу, освоить необходимое оборудование, собрать вокруг себя надежный коллектив – у нового руководителя задач было много. Но со всеми ими он справился на «отлично». Неслучайно за свой профессионализм витебчанин не раз поощрен различными наградами. К слову, работа у начальника отдела далеко не кабинетная: он также часто выезжает на объекты и проводит диагностику, как его подчиненные. И признается, что делает это с удовольствием. Как, впрочем, и коллеги.
– Когда многие спрашивают, как я могу каждую неделю быть в разъездах, обычно отвечаю: «Не понимаю, как можно сидеть на одном месте!», – подключается к разговору только что вернувшийся из командировки в Могилевское вагонное депо заместитель начальника Андрей Купцевич.
У него в руках пять толстых папок. Это паспорта технических устройств, которые прошли диагностирование, – итоги двухдневной командировки.
– И это еще не все, остальное «досье» у коллеги, – заметив мое удивление, улыбается Андрей Юрьевич. – Всю проделанную работу надо оформить в технический отчет.
Как раз подготовкой документации и занимается ведущий инженер Сергей Соловьев: в последней командировке он проводил осмотр полоцких объектов.
– Благодаря работе у нас появилось много хороших контактов на железнодорожных предприятиях, – замечает он. – Коллеги потом еще не раз звонят, консультируются.
Коллектив отдела небольшой – всего девять человек, и каждый, как говорится, на вес золота. Все специалисты с высшим образованием, причем большинство из них имеет сразу несколько квалификаций – эксперта по грузоподъемным кранам, по сосудам, работающим под давлением, и дефектоскописта по ультразвуковому, капиллярному и визуальному методам неразрушающего контроля. Ко всему прочему, ведущий инженер Дмитрий Роговский для работы с дефектоскопом стальных канатов «ИНТРОС» прошел подготовку в Москве. Это новейшее диагностическое оборудование позволяет определить дефекты внутреннего сечения дорогостоящих стальных канатов.
Есть здесь и свой главный рационализатор – Александр Гучков. Шаблоны для измерений блоков крюковой подвески, величины ходового колеса, износа зева крюка – среди его полезных изобретений. Александр Владимирович не забывает о самообразовании: постоянно читает профессиональную литературу, интересуется новинками.
Повышать уровень своих технических знаний – негласное правило специалистов отдела.
– Иначе нельзя, – подтверждает эти слова Людмила Рутченко, единственная женщина в коллективе.
Людмила Васильевна уже 15 лет курирует в отделе вопросы делопроизводства, но признается, что бумажная работа не наскучила, и она ни разу не пожалела о своем выборе. А творчества хватает и в свободное время: занимается танцами, увлекается квиллингом – исскуством создания из бумаги объемных композиций.
…За все время существования отдела не было допущено ни одной аварийной остановки диагностируемого оборудования. А это лучшее доказательство качественно выполненной работы его специалистами.
Екатерина ОСОВСКАЯ