Грузинский экспресс: Пионеры электрификации осваивают новые высоты
На Грузинской железной дороге обновляют подвижной состав, совершенствуют инфраструктуру и рассчитывают привлечь дополнительные грузопотоки в сообщении между Востоком и Западом. С учетом этого магистраль страны гор, вина и мандаринов в своем развитии схожа с Белорусской.
В нынешнем году на линию Тбилиси – Батуми вышли новые пассажирские поезда. В первый рейс двухэтажный электропоезд серии Kiss производства швейцарской компании Stadler Bussnang AG отправился во второй половине июля 2016-го.
«Это новый этап в истории нашей магистрали, – заявил председатель наблюдательного совета АО «Грузинская железная дорога» Константин Гунцадзе. – Мы продолжаем осуществлять новую стратегию, интегрирование в глобальную транспортно-логистическую сеть – выполнение в нашем самом кратчайшем Евразийском коридоре особенной, значительной и активной функции и, что самое главное, наращивание и обслуживание растущего туристического потока в регионе».
На час быстрее
Электропоезд модели Stadler Kiss соответствует всем требованиям самых высоких стандартов. Аналогичный подвижной состав курсирует в Швейцарии, Бельгии, Германии, Австрии и других странах Европы. Длина электропоезда – 101,7 м, ширина – 3,4 м, высота – 5,24 м. Состав рассчитан на 400 пассажиров. Он выпущен специально для эксплуатации на колее шириной 1520 мм. К решению технических вопросов привлекали экспертов из Германии.
Контракт на приобретение четырех таких поездов был подписан весной нынешнего года. Они отличаются высокими стандартами безопасности и комфорта, адаптированы в том числе к перевозкам пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Такие поезда были назначены в первую очередь для быстрой доставки туристов из столицы Грузии к черноморским курортам и в обратном направлении. Поэтому, например, выехав из Тбилиси, они следуют до морского побережья экспрессом. По маршруту движения предусмотрены только две промежуточные остановки на станциях Уреки и Кобулети, а также конечная – Батуми.
Благодаря такому ускоренному движению и выполнению ряда других мероприятий удалось сократить время в пути примерно на 1 час по сравнению с другими поездами, курсирующими на данном направлении.
Пройти сквозь горы
Запуску в Грузии высокоскоростных поездов предшествовала реализация другого важного инвестиционного проекта.
В апреле 2016 года представители правительства Грузии и местной стальной магистрали заявили об успешном завершении строительства тоннеля длиной 1115 метров в рамках реализации проекта по модернизации главной железнодорожной линии Тбилиси – Махинджаури (Батуми).
«На него мы потратили более 12 млн. лари (более 5 млн. долларов), – заявил вице-премьер страны Димитрий Кумсишвили. – Было задействовано более 300 человек. А общая стоимость проекта по организации скоростного железнодорожного движения составляет 260 млн. швейцарских франков. Он осуществляется за счет евробондов, выпущенных железной дорогой, а также собственных вложений магистрали, то есть не финансируется из государственного бюджета. Можно сказать, что этот проект полностью оплачивается из прибыли магистрали. А после его завершения пропускная способность железной дороги увеличится более чем в полтора раза».
Модернизация главной железнодорожной линии нацелена на максимальное обеспечение безопасности движения, увеличение пропускной способности, сокращение времени поездки и улучшение операционных условий дороги. Это важно для наращивания объемов перевозок в направлении Турции и глубоководного порта Анаклия, который создается на черноморском побережье неподалеку от Абхазии.
Для достижения этих целей запланировано строительство шести железнодорожных тоннелей, из которых в настоящее время уже возведены три общей длиной 2095 метров.
Испытательный полигон
На Белорусской железной дороге в последние годы электрификация пути – среди приоритетов. Грузия же в этом вопросе была одним из пионеров на пространстве бывшего Советского Союза.
Грузинский участок Закавказской железной дороги служил одним из испытательных полигонов для подвижного состава, в особенности – электровозов. Подобное тестирование проводили на участке Хашури – Зестафони, проходящем через Сурамский перевал. Тот, в свою очередь, был первым в СССР электрифицированным участком для грузового движения. Движение на электротяге по нему открылось в 1932 году. На сегодня магистраль Грузии электрифицирована почти полностью.
Первая железнодорожная линия на территории этой горной страны была открыта в 1872 году. Она соединила Поти и Тифлис (ныне Тбилиси). Изначально железная дорога была «островной» – она не была связана с железнодорожной сетью остальной части Российской империи.
В 1883 году открыты линии Тифлис – Баку и Самтредиа – Батум (Батуми). Связь с основной российской железнодорожной сетью появилась в 1900-м, когда была открыта железнодорожная ветвь Петровск-Порт (ныне Махачкала) – Баку.
С момента начала движения по линии Тифлис – Баку стала проявляться основная специализация железной дороги: перевозка нефти от месторождений на Апшеронском полуострове в черноморские порты. Такой приоритет сохраняется и поныне.
…Железная дорога в Грузии в настоящий момент переживает не самые лучшие времена. К примеру, в Тбилиси для того, чтобы найти билетные кассы главного железнодорожного вокзала, нужно проявить недюжинную сообразительность. Они расположены на одном из верхних этажей здания, превращенного… в большой торговый центр.
Наша справка
Длина основных линий Грузинской железной дороги, включая расположенные на территории Абхазии, составляет приблизительно 1612 км. Эксплуатируются 1422 моста, 32 тоннеля, 22 пассажирских вокзала и 114 погрузочных станций.
Грузинская железная дорога сегодня полна контрастов. В некоторых частях – магистральные линии с напряженным движением, новыми вокзалами, построенными по лучшим современным стандартам, назначены ускоренные комфортные пассажирские электропоезда. В других регионах – малодеятельные линии, на которых максимальная установленная скорость не превышает 15 – 20 км/ч.
Под водой
Грузинские железнодорожники рассчитывают на возрождение магистрали. Большие надежды они возлагают на реализацию проекта «Баку – Тбилиси – Карс». Этот новый транспортный коридор объединит железные дороги Азербайджана, Грузии и Турции. Благодаря чему, как предполагается, возрастет роль Грузинской железной дороги как более быстрого и дешевого канала перевозок между Европой и Азией.
Проект «Баку – Тбилиси – Карс» стартовал в 2007 году и предусматривает реабилитацию (реконструкцию) железнодорожной линии до Ахалкалаки на территории Грузии, прокладку нового пути на грузинско-турецком участке от станции Ахалкалаки до станции Карс (общей длиной около 100 км).
Строящаяся железнодорожная линия станет частью более масштабного проекта, который через Турцию предусматривает соединение железных дорог Южного Кавказа с Европой. В Стамбуле, под проливом Босфор, в октябре 2013 года запущен в эксплуатацию железнодорожный тоннель «Мармарай», который обеспечивает прямую связь с железнодорожной сетью Европы.
Руслан
АНАНЬЕВ