И опыт, и сноровка нужны в экипировке
До 30 единиц локомотивов и моторельсовой техники, проходящих через станцию Жлобин и требующих заправки, обслуживает ежесуточно база топлива локомотивного депо Жлобин.
Она и сегодня, несмотря на электрификацию участка Минск – Гомель, играет важную роль в обеспечении бесперебойной работы местного железнодорожного узла и прилегающих к нему плечей – до Калинковичей и Могилева, где движение поездов осуществляется на тепловозной тяге.
По уровню технического оснащения сегодня база топлива является одной из самых современных на дороге, отвечающих экологическим и санитарным требованиям, нормам пожарной безопасности.
Чтобы узнать все тонкости экипировки и познакомиться с дружным коллективом, обеспечивающим этот важный процесс, отправляемся с начальником Николаем Стасевичем на экскурсию по вверенному ему хозяйству.
Первый пункт – центр управления базой – операторская, откуда происходит управление отпуском, сливом и наливом нефтепродуктов. На трех мониторах отражается вся информация о хранении, расходе дизельного топлива и масел в резервуарном парке.
Сегодня старший смены – опытный экипировщик Владимир Баленок. Признается, что сразу оценил все плюсы работы на компьютере. Умная программа ведет сменную и оперативную отчетность, фиксирует протокол действий оператора. А чтобы узнать текущее техническое состояние всего комплекса сооружений – сливо-наливной эстакады, склада масел, насосной станции, пункта экипировки, – достаточно несколько манипуляций «мышкой».
– Но это не значит, что можно надеяться только на автоматику, – поясняет Владимир Алексеевич. – Наоборот, во время перекачки нефтепродуктов из цистерны в резервуары требуется максимальная концентрация, ведь вокруг много легковоспламеняющихся веществ. Поэтому въезд локомотива с работающим двигателем на территорию топливной базы категорически запрещен. Цистерны под слив или тепловоз на разэкипировку на эстакаду подаются «под прикрытием» платформы – ее длины хватает, чтобы поставить подвижной состав, в то время как локомотив остается за ограждением на подъездном пути.
В смене обычно работают два экипировщика. И пока Владимир Баленок контролирует показатели на мониторе, в зону раздачи топлива, куда только что подъехал дизель-поезд, торопится его напарник Александр Кириенко. Приветливо кивнув машинисту и сверившись с его маршрутным листом, заливает заявленное количество топлива, воды и масла.
– Мы обслуживаем маневровые тепловозы ЧМЭ3, весь специальный самоходный подвижной состав, используемый на предприятиях узла, дизель-поезда и локомотивы 2ТЭ10У, задействованные в перевозке грузов на участках Жлобин – Калинковичи, Жлобин – Осиповичи, Жлобин – Калинковичи – Барбаров, – рассказывает Александр Владимирович, ловко меняя наливные рукава. – Также на эстакаду для слива топлива и отработанных масел тепловозы прибывают перед постановкой на ремонт.
Закончив операцию, экипировщик возвращается в операторскую: нужно внести данные в электронную базу компьютера. Каждая заправка осуществляется только по заявке, фиксируется в специальном журнале и заверяется подписями экипировщика и машиниста. За правильность ведения отчетности – высокий спрос.
За документацией базы топлива следит бухгалтер Диана Бандюк – сотрудница очень внимательная и ответственная. В локомотивное депо Жлобин она пришла после окончания БелГУТа в 2011 году. Технологом здесь же работает ее супруг Евгений – железнодорожник в третьем поколении династии Старцевых-Бандюк, все представители которой трудились на этом предприятии: дедушка Евгений Старцев – машинистом паровоза, отец Анатолий Бандюк – главным технологом, а его супруга Надежда Евгеньевна возглавляла отдел труда и заработной платы.
Сверяясь с данными, Диана приводит статистику за девять месяцев года:
– За этот период израсходовано 2499 тонн дизельного топлива и 133 тонны масел. Это порядка 300 тонн горючего и 14 тонн масел в месяц. База снабжает тепловозы не только горючим, маслами и водой, но и песком, различными смазками. Также на отопительный период обеспечивает брикетом остановочный пункт Вирский, станции Хальч, Салтановка, Сверково.
Для проведения этих работ за подразделением закреплен кран на железнодорожном ходу, которым управляет машинист с 26-летним стажем Олег Намоченко.
Запасы горюче-смазочных материалов базы топлива пополняются пять-шесть раз в месяц. Но прежде чем оказаться в резервуарах, груз с Мозырского или Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов тщательно проверяется специалистами физико-химической лаборатории депо на соответствие всем нормам по качеству и количеству.
Только после того, как лаборант даст «добро», нефтепродукты перекачивают в подземное хранилище: пять резервуаров предназначены для дизельного топлива и 12 – для масел. А масла так называемой малой группы, которые используются в небольшом объеме, хранятся в наземных емкостях на крытом складе.
Начальник базы Николай Стасевич обращает внимание, что резервуары никогда не опустошаются до дна. Минимальный запас дизельного топлива всегда остается в объеме, необходимом для бесперебойной работы базы в течение десяти дней.
Подачу горючего или масла к пункту экипировки (на колонки и эстакаду) по многочисленным трубам осуществляет насосная станция, с работой которой знакомит бригадир Игорь Астапович. Он отвечает за техническое состояние этого оборудования.
В светлом большом помещении – 38 насосных установок: 19 основных и столько же – резервных, на случай внештатных ситуаций. На многочисленных датчиках отображаются малейшие изменения в работе комплекса. Достаточно нажатия одной кнопки, чтобы в считанные секунды прекратить процесс налива. Но благодаря установленной здесь современной аппаратуре к таким экстренным мерам прибегать не приходилось.
Работа с опасными грузами влечет повышенные требования к охране труда. С экипировщиками регулярно проводятся технические занятия, а перед каждой операцией по перекачке нефтепродуктов – еще и целевой инструктаж. И это приносит соответствующий результат: в подразделении не допущено событий, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, случаев производственного травматизма.
Хозяйский подход заметен и на прилегающей территории базы топлива. Радуют глаз чистые дорожки, беседка, свежеокрашенные здания, ухоженные клумбы и газон с двумя ящерицами из… цемента.
Проследив за моим взглядом, начальник базы поясняет, что в 2009 году здесь сделали капитальный ремонт. В то время он уже третий год работал бригадиром и был очевидцем всех пусконаладочных процессов, принимал участие в монтаже новой техники и создании нормативно-технической документации. А в 2013-м сам возглавил базу топлива.
К слову, вся красота и уют, царящие здесь, – результат усилий и творческой мысли всего коллектива базы. Из 12 человек в штате только две представительницы прекрасного пола. Экипировщик Елена Целикова трудится здесь пятый год, а вот ее коллега Ольга Рогова – самый опытный сотрудник: 26 лет на одном месте.
– Привести в запустение легче, чем восстановить и отремонтировать. Поэтому в подразделении ответственно относятся не только к своим прямым обязанностям, но и берегут созданные комфортные и безопасные условия труда, – объясняет начальник базы Николай Александрович. – Все задачи, которые перед нами стоят, мы на сегодняшний день выполняем. Будем и в дальнейшем стремиться обеспечивать безопасность движения поездов на еще более высоком уровне, искать возможности по уменьшению затрат при экипировке тягового подвижного состава.
Лидия СЕРГЕЕВА