Надежно и высокоточно
В Витебском вагонном участке большое внимание уделяют повышению качества ремонтных работ. Как следствие – непрекращающийся поиск и внедрение полезных решений.
Одна из значимых рационализаторских разработок последнего времени – приспособление для замера параметров соединительных муфт приводов генераторов. Если раньше эту операцию производили с большой погрешностью, то теперь такие измерения стали высокоточными.
– При техническом обслуживании соединительных муфт приводов генераторов необходимо выполнить несколько замеров – величину зазора опрокидывания, радиального и осевого биения, – объясняет один из авторов рацпредложения, старший мастер участка по ремонту оборудования пассажирских вагонов Валерий Жуков. – В соответствии с нормативными документами данные измерения производят с помощью индикатора часового типа на магнитной стойке, которую на практике закрепить получается не во всех положениях. Мы разработали приспособление, позволяющее быстро, точно и при этом удобно осуществлять замеры.
Устройство состоит из двух частей. Первая представляет форму фланца с разными диаметрами и крепится в посадочное гнездо карданного вала муфты генератора. Вторая – металлическая пластина в форме уголка с отверстиями определенных размеров – фиксируется в верхней части защиты муфты. В высверленных отверстиях жестко закрепляется индикатор, щуп которого прикладывается к одной из плоскостей первой части приспособления. При вращении муфты замеряются параметры, и, соответственно, определяется ее исправность.
За двадцать лет работы в Витебском вагонном участке у старшего мастера Валерия Жукова уже накопилось немало рационализаторских предложений.
– Идеи всех изобретений приходят во время повседневной работы, – делится он. – Потом продумываем детали, анализируем, как будет лучше.
К слову, Валерий Павлович из железнодорожной династии. На стальной магистрали трудились его дедушка и бабушка, в Витебской дистанции сигнализации и связи – отец и мать. В апреле 1996 года в качестве бригадира пункта технического обслуживания вагонов начал свою трудовую деятельность тогда еще в Витебской дирекции по обслуживанию пассажиров и сам Валерий Павлович.
Сегодня его главная обязанность – подготовка и экипировка подвижного состава в рейс. Три участка и около 60 человек в подчинении – зона ответственности большая. Но это не мешает ему принимать активное участие в рационализаторской деятельности предприятия. Впрочем, как и его коллеге – мастеру участка по ремонту оборудования пассажирских вагонов Андрею Агнищенко, стаж работы которого на магистрали уже более двадцати лет. Эта команда новаторов совместно внедрила уже многие рацпредложения.
К примеру, в прошлом году они разработали устройство для долива дистиллированной воды в аккумуляторные элементы в АКБ (аккумуляторной батареи) пассажирских вагонов.
– Над этим приспособлением трудились несколько месяцев, в итоге мы добились того, что оно стало универсальным и позволяет удобно доливать воду в аккумуляторные элементы до определенного уровня, о чем сигнализирует световой индикатор, – рассказывает Валерий Жуков. – Это дало возможность сократить время на проведение технического обслуживания. А объемы работы у нас немалые. Так, с начала года около девяти тысяч вагонов прошли ТО-1, ТО-2 – 111, ТО-3 – 121.
Оборудование световыми сигналами прицепа для развозки постельного белья, страховочное устройство для работ на крыше пассажирского вагона – вот другие рацпредложения этого года, направленные на улучшение условий труда. К слову, в 2016 году в вагонном участке вместо запланированных трех «жизнь получили» пять новых идей. И экономический эффект превысил план более чем в три раза.
Не отстают от коллег-изобретателей и полочане. Заместитель начальника участка – начальник резерва проводников Полоцк Сергей Климашевский и мастер участка по ремонту оборудования пассажирских вагонов Василий Сафонов совместно с инженером-технологом предприятия Сергеем Чубуковым разработали приспособление для извлечения подшипников из подшипниковых щитов генераторов пассажирских вагонов с приводами от средней части оси колесной пары. Если раньше подшипники заменяли исключительно на вагоноремонтном заводе, то теперь благодаря новому приспособлению это можно сделать в условиях вагонного участка. Устройство состоит из винтового штока и двух пластин с «захватами». При проворачивании штока по часовой стрелке «захваты», выгибаясь, позволяют достать подшипник, при движении против часовой стрелки – запрессовать его. Авторы этого новшества сэкономили предприятию более пяти тысяч рублей.
– Обычно идеи рождаются спонтанно, – замечает главный инженер Витебского вагонного участка Владимир Рустиков. – Сначала выбираем направление, определяем, что нужно улучшить, рассматриваем все предложения, достойные – реализуем, а своих новаторов ценим.
Екатерина ОСОВСКАЯ