С уверенностью в перспективах
В локомотивном депо Волковыск с начала года отремонтированы 159 секций тягового подвижного состава. Еще 9 тыс. секций прошли техническое обслуживание.
Кроме того, одно из старейших предприятий магистрали успешно осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, хозяйственную и маневровую работу, выполняет все основные показатели. Это достойный итог работы коллектива в канун 130-летнего юбилея предприятия.
– За 10 месяцев текущего года объем перевозок составил 1935,1 млн. тонно-километров брутто, что на 10% больше, чем за аналогичный период минувшего. В объеме ТР-1 отремонтировано 114 секций тягового подвижного состава, в объеме ТР-2 – 22, ТР-3 – 23, – говорит начальник депо Петр Капитан.
Повод для гордости
Сегодня на предприятии производят все виды капитального, текущего ремонтов (КР-2, ТР-1, ТР-2, ТР-3) и технического обслуживания (ТО-2, ТО-3) локомотивов серии М62, 2М62, 2М62У, тепловозов дизель-поездов серий ДРБ, ДДБ, заводской ремонт дизельных двигателей типа 14Д40, 5Д49, ПД-1, подъемочный и заводской ремонты промышленных тепловозов ТЭМ2.
Кроме того, подвижной состав и локомотивные бригады депо задействованы в перевозке грузов и пассажиров на многих участках: до Барановичей, Гродно, Лиды, Кузницы, Берестовицы, Свислочи и Семянувки, Лунинца в грузовом движении и Берестовицы, Свислочи, Гродно, Лиды, Поречья, Брузгов в пассажирском и пригородном движении. Работа на стыке широкой и европейской колеи требует повышенной ответственности, и волковысские локомотивщики это хорошо понимают. Сейчас в приписном парке депо эксплуатируются локомотивы серии ЧМЭЗ, М62, 2М62. Подвижной состав, который уже немало отработал на магистрали, в депо стараются поддерживать в идеальном техническом состоянии. В этом не последнюю роль играют новые технологии и смелые рационализаторские предложения. Например, цех гальванопокрытий по праву можно назвать визитной карточкой депо. Сегодня здесь выполняют еще и железнение, цинкование, оловянирование и хромирование. И вопреки предсказаниям скептиков, восстанавливают большой перечень различных деталей. Впрочем, в том, что в депо просчитывают каждый шаг, можно убедиться на практике – например, даже освещение цехов продумано до мелочей. А уж какая культура производства – чистота, порядок.
От прошлого – в будущее
Коллектив предприятия бережно чтит традиции и свою историю. А она у локомотивного депо Волковыск достаточно богатая. Днем основания предприятия считается 23 ноября 1886 года, когда начали возводиться ремонтные мастерские. Эксплуатировались безтендерные паровозы, машинисты водили небольшие поезда со скоростью до 20 км/ч. В 1905 году в Волковыске началось строительство паровозного депо. Постепенно обновлялся и приписной парк – в основном за счет паровозов немецкого и американского производства.
Становление предприятия прервала Великая Отечественная. В начале войны депо было практически разрушено. Отстраивать стали в конце 1944 года – после освобождения Беларуси. Постепенно налаживалось движение поездов, был организован подъемочный ремонт паровозов. В 50 – 60-е годы появились локомотивы отечественного производства серии Эу и Эр, а в июне 1955-го на железнодорожном участке Волковыск – Барановичи произошло важнейшее в грузовом движении событие: прошел первый тяжеловес весом 2 тыс. тонн. Началом коренной перестройки хозяйства депо стали 70-е годы минувшего столетия – время замены паровозной тяги на тепловозную. Прибывали первые локомотивы серии М62, специалисты осваивали все виды их ремонта. С тех пор каждая пятилетка вносила обновление в развитие предприятия. В 80-е железнодорожники полностью перешли на тепловозную тягу. Сдали цех эксплуатации и сборное помещение из легких металлоконструкций, где осуществлялось техническое обслуживание тепловозов (ТО-2). Также запустили цех ТР-2 и ТР-3 тепловозов, освоили подъемочный ремонт тепловозов 2М62У, построили склад жидкого топлива. Для специалистов депо реконструировали общежитие.
В 90-е годы на предприятии появилась новая котельная, оснащенная современным оборудованием. Значимыми переменами ознаменовались и 2000-е: в депо реконструирован цех текущего ремонта тепловозов в объеме ТР-3, переданный вагонным депо, гальванический цех. Освоен капитальный ремонт тепловозов серии М62, 2М62, 2М62У, их текущий ремонт в объеме ТР-2, ТР-3, капитальный ремонт в объеме КР-1, КР-2 головных секций дизель-поездов ДРБ1, ДДБ1, их текущий ремонт ТР-2, ТР-3, капитальный ремонт КР-1 тепловозов серии ТЭМ2. Проведена огромная работа по модернизации тягового подвижного состава. В головных секциях дизель-поездов ДДБ1 двигатели старого типа 14Д40 заменены на новые 5Д49. Предприятие оснащается современным станочным и другим оборудованием.
В 2011-м выполнена реконструкция системы теплоснабжения оборотного депо Гродно, которое является структурным подразделением Волковысского предприятия: старую котельную заменили на современную модульную. Обновили дома отдыха локомотивных бригад, помещения гардеробной и прачечной с установкой новой техники. Сейчас в оборотном депо Гродно полным ходом идет капитальный ремонт смотровых канав с устройством навеса на позициях экипировки. Продолжается благоустройство и в локомотивном депо Волковыск: реконструируется аккумуляторная, выполнены проектные работы по ремонту пескосушилки.
Под парусом стабильности
На предприятии твердо усвоили прописную истину: успешная экономика строится на прочном производственном фундаменте. И он в локомотивном депо Волковыск есть. Но успехи и достижения – это прежде всего заслуга людей, работников депо, большинство из которых профессионалы высокой квалификации и преданы выбранному делу. Особенно гордятся здесь трудовыми династиями Яновичей, Платоновых, Великановых, Садовских.
Династия Яновичей – одна их старейших на предприятии. Ее общий стаж на магистрали – почти 170 лет. Один из ее представителей, Эдуард Янович, пришел в депо в 1981 году. Прошел путь от слесаря до главного инженера предприятия.
– Родоначальником нашей династии стал мой дедушка Казимир Иосифович, который трудился на Полесских железных дорогах в конце XIX века, – рассказывает Эдуард Янович. – Затем его примеру последовал отец, Генрих Казимирович – работал машинистом.
Сегодня старшим мастером в локомотивном депо трудится брат Эдуарда Генриховича, после окончания БелГУТа также пришли на магистраль его сын и дочь.
Славится предприятие и своими рационализаторами. Ежегодно в депо внедряются в производство десятки новаторских предложений. В основном они касаются усовершенствования технологии ремонта тепловозов, изменения конструкции сборочных единиц, инвентаря и т. д. Среди лидеров данной работы – главный технолог депо Виктор Гуштын, удостоенный почетного звания «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги», и мастер Юрий Садовский. В списке лучших рационализаторов магистрали и начальник депо Петр Капитан, а главный инженер Эдуард Янович много лет подряд удостаивался звания «Лучший организатор технического творчества». Они всячески поддерживают творческую инициативу работников.
– Немало на предприятии работников, отмеченных высшими отраслевыми наградами, – говорит заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Андрей Зубрицкий. – За вклад в развитие депо знаком «Почетный железнодорожник» награждены 7 работников, знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi» – 23, знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» – четверо. Неудивительно, что с таким кадровым потенциалом локомотивное депо Волковыск достигает успехов и удостаивается наград. Предприятие занимало первые места среди транспортных организаций района по итогам работы за 2007-й, 2011-й, 2014 годы с вручением переходящего Почетного знамени Волковысского райисполкома. В отраслевом соревновании локомотивное депо становилось лучшим по итогам работы в первом полугодии
2008-го и 2015 годов, а также в 2010-м. Впрочем, предприятие славится не только трудовыми достижениями. Здесь работает немало талантливых артистов (коллектив художественной самодеятельности депо постоянно занимает призовые места в районных и отделенческих конкурсах), а также спортсменов – в районных соревнованиях уже несколько лет нет равных волейболистам предприятия. В общем, что и говорить – хороша команда Капитана: работает четко, слаженно, твердо придерживаясь курса стабильности и обновления.
Елена КРАВЕЦ