IV слёт машинистов
В настоящее время на Белорусской железной дороге трудятся 6 тыс. работников локомотивных бригад: 3,5 тыс. машинистов и 2,5 тыс. помощников машинистов. Они обслуживают порядка 1 тыс. единиц подвижного состава: тепловозы, электровозы, дизель- и электропоезда.
Участки обслуживания локомотивных бригад Белорусской железной дороги охватывают не только всю Беларусь, но проходят также по территории Латвии, Литвы, России, Украины и Польши. Более 1400 машинистов имеют 1-й и 2-й классы квалификации. Количество машинистов, повышающих свою квалификацию, ежегодно увеличивается.
Локомотивное хозяйство Белорусской железной дороги – это 17 основных и 4 оборотных депо. Предприятия специализированы по видам ремонта и сериям подвижного состава. Основные ремонтные производства размещены в локомотивных депо Барановичи, Брест, Витебск, Волковыск, Жлобин, Лида, Молодечно и Орша.
За последние пять лет Белорусская железная дорога приобрела 12 грузовых электровозов, 7 пассажирских тепловозов,
9 дизель-поездов, 17 электропоездов. Кроме этого, проведена модернизация 20 тепловозов 2М62, 92 секций тепловозов 2ТЭ10М и 2ТЭ10У. На ближайшую пятилетку в планах Белорусской магистрали – приобретение подвижного состава нового поколения: 18 грузовых электровозов, 3 пассажирских электровоза, 22 электропоезда, 6 дизель-поездов.
С января 2014 года на Белорусской железной дороге функционирует Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, созданный на базе Гомельского учебного центра с подразделениями в Барановичах и Могилеве. Ежегодно по профессии «машинист» и «помощник машиниста» в центре проходят обучение порядка 500 человек.
Игорь Федоров, машинист электровоза локомотивного депо Минск, почетный железнодорожник:
– Это третий по счету форум машинистов Белорусской в моей профессиональной биографии. Был делегатом Первого и Второго слетов. В свое время мне приходилось поднимать вопрос о тесном взаимодействии локомотивщиков с представителями других хозяйств. Один из предметов обсуждения в нынешний раз – взаимодействие с диспетчерским аппаратом и причастными работниками смежных служб. Эта тема остается актуальной, особенно в вопросе сотрудничества с диспетчерами. Хотелось бы возобновить еще недавно существовавшую практику согласования с ними графика движения поездов. Раньше этот процесс был совместный, что исключало множество спорных моментов, которые испытывают на себе в первую очередь локомотивные бригады. К примеру, сокращение стоянки поезда на крупных станциях не позволяет при смене направления его движения подготовить (протестировать электронные системы) современный электровоз ЭП20 в рейс. И это не единственный пример. График движения влияет и на экономию топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Безусловно, многое зависит и от уровня профессионализма самих машинистов и их помощников. А это, на мой взгляд, должно закладываться на стадии подготовки специалистов в отраслевых учебных заведениях.
Игорь Николаевич – один из лучших работников предприятия, освоил практически все локомотивы на электротяге, которые ходят по Беларуси и за ее пределами – ВЛ80с, ЧС4т, ЭП10, ЧС8, ЭП20, ЭП1м. На его счету множество инициатив и предложений, касающихся совершенствования работы локомотивов и бригад.
Владимир Лавринович, машинист дизель-поезда локомотивного депо Лунинец:
– На общем собрании коллектива на Четвертый слет машинистов от каждой колонны нашего депо определили по одному делегату, в том числе и меня.
Я участвую в работе группы, где будут обсуждаться вопросы улучшения технического состояния тягового и моторвагонного подвижного состава, а также обновление парка дороги и перспективы его развития.
Во время заседания этой группы представители нашего депо планируют акцентировать внимание на обеспечении запасными частями тепловозов ТМЭ1 в постгарантийный период для проведения их технического обслуживания. Также предложим определить порядок и место ремонта электронного оборудования тепловозов ТМЭ1, 2М62К, ЧМЭ3 и обеспечение ремонтной документацией. Кроме того, для меня, как для машиниста дизель-поездов, актуален и вопрос качества ремонта дизель-поездов серий ДР1А, ДР1Б.
Владимир Лавринович трудится в локомотивном депо Лунинец с 2000 года. В его семье немало железнодорожников. Среди них – отец Куприян Степанович, который был помощником машиниста. Дедушка Степан Юлианович и прадедушка Юлиан Францевич также работали на железной дороге. С 2007 года Владимир занимает должность машиниста дизель-поезда. Водит составы от Лунинца до Барановичей, Удрицка, Дрогичина, Житковичей и в обратном направлении. В слете машинистов примет участие впервые. Здесь же Владимир получит заслуженную награду – знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
Вячеслав Голуб, машинист тепловоза локомотивного депо Брест:
– В слете машинистов буду участвовать впервые. Для меня это большая честь, вместе с тем чувствую ответственность перед своим коллективом. Если бы мне представилась возможность выступить перед другими делегатами, затронул бы вопросы, с которыми сталкиваемся в повседневной работе. Прежде всего, касающиеся повышения квалификации локомотивной бригады. К примеру, в рейсе нам иногда приходится ремонтировать тепловоз, и мы фактически выполняем работу слесарей не ниже 4-5 разрядов. Однако, когда по состоянию здоровья или по другим причинам работников депо переводят из машинистов в слесари, то присваивают им всего третий разряд. Считаю, что эта проблема актуальна не только для нашего предприятия.
Также уделил бы внимание вопросам обеспечения работников качественной форменной одеждой, оздоровления в санаториях магистрали, оплаты труда. Сегодня при одинаковой нагрузке и работе оплата труда у машинистов в разных депо магистрали значительно отличается.
Вячеслав Голуб трудится на Белорусской с 1983 года. Начинал машинистом в локомотивном депо Лунинец, последние 15 лет работает на тепловозах ТЭП60 и ТЭП70 в пассажирском движении в Бресте. Его отец Алексей Петрович тоже много лет водил поезда, а сейчас машинистами в депо Лунинец трудятся родные братья – Петр и Алексей.
По словам Вячеслава Алексеевича, в его семье эта профессия всегда в почете. Она была и остается ведущей в отрасли, растет ее престиж. Этому способствует и слет машинистов. он считает, что такие мероприятия необходимы на Белорусской. Здесь есть возможность не только пообщаться с коллегами, но и определить конкретные пути решения определенных вопросов.
Андрей Мазуркевич, машинист тепловоза локомотивного депо Калинковичи:
– На четвертый слет машинистов Белорусской железной дороги я еду с четкой задачей и намерениями: вместе с коллегами и руководством дороги поговорить о насущных проблемах и определить пути их решения. Обеспечение безопасности движения поездов, роль и ответственность локомотивных бригад, обновление и модернизация подвижного состава – этим и другим вопросам будет уделено внимание в тематической группе на слете, в которую я включен. Хотел бы также обсудить необходимость улучшения условий работы и организации режима труда и отдыха машинистов и их помощников, их взаимодействие со смежными службами, качество подготовки кадров.
В нашей делегации – люди с большим опытом работы, которые принципиально относятся к вопросам соблюдения графиков, экономии топлива, подготовки молодежи. Мы расскажем о новшествах, внедряемых в нашем депо, поделимся наработанным опытом с коллегами из других предприятий. Также интересно узнать об инновациях и передовых технологиях, которые применяются сегодня в локомотивном хозяйстве отделений дороги.
Уверен, что предложения, которые прозвучат на форуме, обязательно будут учтены в развитии локомотивного комплекса нашей магистрали. А принятый за основу положительный опыт обсуждения в тематических группах позволит детально рассмотреть и оптимизировать работу и лучше понять друг друга.
Слеты машинистов доказали свою эффективность и приносят положительный эффект. С каждым годом повышается уровень безопасности движения поездов и значимости роли машинистов в ее обеспечении, пересмотрены требования при прохождении медосмотра, совершенствуется система подготовки специалистов. Надеюсь, что и очередной форум будет не менее результативный, чем прежние.
Дмитрий Гузов, машинист тепловоза локомотивного депо Кричев:
– Дополнительное поощрение практики наставничества при подготовке молодых помощников машиниста и машинистов – на это собираюсь обратить внимание во время четвертого слета машинистов. Меня когда-то тоже обучали, помогали. Поэтому прекрасно понимаю, насколько это важно.
Я пришел в депо в 2005 году. Вначале занимался ремонтом техники. Затем окончил курсы, успешно сдал экзамен и стал помощником машиниста. После дополнительной подготовки стал машинистом. Сейчас занят в маневровом движении, тружусь в одно лицо на тепловозе ЧМЭ3.
Кроме основной работы я замещаю машиниста-инструктора во время его отсутствия в депо: провожу технические занятия, помогаю локомотивным бригадам в их работе. Поэтому на личном опыте убедился, что это сложный и ответственный труд.
Любая теория обязательно должна быть подкреплена практическими навыками. Поэтому прекрасно, когда в депо развивается система наставничества: опытные машинисты передают свой опыт молодым коллегам. Такие наставники достойны не только уважения, но и поощрения, в том числе материального.
На слете, помимо особенностей подготовки кадров, я также хотел бы обратить внимание и на вопросы оплаты труда, социальной поддержки. Ведь это также влияет на эффективность работы локомотивных бригад. Накануне мы встречались с коллегами из депо Могилева и Осиповичей и обсуждали эти и другие важные вопросы, которые хотим рассмотреть на слете в Витебске.
Анатолий Зайцев, машинист тепловоза локомотивного депо Витебск:
– В слете машинистов я принимаю участие впервые, но с теми вопросами, которые обсуждались на предыдущих форумах, знаком и рад, что они решаются положительно. В частности, медицинское обслуживание. Недавно проходил обязательное медосвидетельствование. И прием врачей был организован в строго отведенное время, никаких очередей, все быстро.
На нынешнем слете я вхожу в состав второй группы, где главной темой станут вопросы улучшения технического состояния тягового и моторвагонного подвижного состава, обновления парка дороги, перспективы его развития. Мы надеемся на то, что локомотивный парк дороги продолжит обновляться и «молодеть».
Витебским бригадам тоже хотелось бы пересесть на современный подвижной состав. Без сомнений, его преимущество оценим не только мы, локомотивщики, но и пассажиры – повысится качество их обслуживания. На предприятие я пришел в 1997 году еще слесарем-ремонтником, но уже восемь лет работаю машинистом и горжусь, что являюсь представителем такой элитной профессии. Мои направления – Озерище, Рудня, Орша, а самое длинное плечо – на Полоцк.