В работе помогает диагностика
Более 4600 колесно-моторных блоков с помощью вибродиагностического комплекса «Вектор-2000» проверили с начала года инженеры-технологи локомотивного депо Витебск. Большая часть техники проверена в рамках технического обслуживания тепловозов в объеме ТО-3 и текущем ремонте ТР-1.
…У инженера-технолога локомотивного депо Витебск Андрея Лисовского миссия ответственная. С помощью профильного оборудования специалист по неразрушающему контролю проверяет на наличие дефектов подшипники качения и редукторный узел колесно-моторного блока. Детальное обследование – залог безаварийной работы техники, а соответственно, гарантия безопасности движения поездов.
– В среднем в день диагностируется по две-три секции (это 12 – 18 колесно-моторных блоков). В каждом колесно-моторном блоке шесть подшипников – четыре буксовых колесной пары и два якорных тягового электродвигателя. Но бывают смены, когда диагностируем в разы больше – по шесть-семь секций, – объясняет Андрей Викторович и уверяет: – Мы готовы справиться с любыми объемами.
Свой рабочий день специалист начинает с подготовки детальной справки, один из пунктов которой – информация о предстоящем ремонте тепловозов. Данные собраны, и инженер-технолог, «вооружившись» виброанализатором, спешит на диагностику тепловоза.
– Ставлю датчик в нагруженную зону подшипника, даю команду «старт», и виброанализатор снимает показания для последующего анализа на компьютере, – объясняет последовательность процесса Андрей Викторович. – Показания зафиксированы, теперь можем отправиться в кабинет и перенести все данные в программу DREAM32. С ее помощью произвожу анализ подшипников и зубчатого зацепления на наличие дефектов, ставлю точный «диагноз».
Неподготовленному человеку такая компьютерная программа кажется сложной. Да и мой собеседник признается, что пришлось потратить немало времени, чтобы разобраться во всех ее функциях. Зато теперь он ее знает, как свои пять пальцев. После обработки полученных данных инженер-технолог готовит акт о техническом состоянии и возможности дальнейшей эксплуатации техники. Причем история всех диагностик каждого тепловоза хранится в памяти компьютера. Если необходимо проследить динамику развития дефекта, к ним можно вернуться в любой момент.
К слову, свою «базу данных» ведет и Андрей Лисовский: каждый подшипник с дефектом он фотографирует, к этим снимкам прикладывает графики диагностического исследования.
– Такой подробный отчет в дальнейшем упрощает работу, – замечает железнодорожник, демонстрируя внушительную папку с материалами. – А с помощью электронной программы комплекса «Вектор-2000» мы ведем мониторинг состояния подшипников качения и зубчатого зацепления колесно-моторного блока в процессе всего периода их эксплуатации. Есть дефекты, которые прогрессируют медленно. При обнаружении подобного изъяна мы ставим тепловоз на особый контроль и диагностируем узел на каждом техническом обслуживании ТО-3. Если необходимо, производим выкатку колесно-моторного блока. Причем благодаря точной диагностике предположения о неполадках всегда подтверждаются, и выкатку мы делаем «не впустую». К тому же такая работа на предупреждение позволяет сократить затраты на внеплановые ремонты и простои локомотивов.
Раковины на наружном и внутреннем кольцах подшипников качения, коррозия, выработка смазки – это наиболее частые дефекты подшипников, с которыми приходится сталкиваться инженеру-технологу. Задача Андрея Лисовского – своевременно их выявить. Ведь последствия невнимательности специалиста могут быть самыми непредсказуемыми – вплоть до срыва графика движения поезда. Поэтому к выполнению своих должностных обязанностей Андрей Викторович подходит максимально ответственно. Неразрушающим контролем в локомотивном депо Витебск он занимается с момента окончания в 2010 году БелГУТа по специальности «неразрушающий контроль и техническая диагностика на железнодорожном транспорте». Сегодня уже как высококвалифицированный специалист передает опыт молодым коллегам. Один из них – «первозимник» инженер-технолог Илья Сахаров, который трудится на предприятии с нынешнего лета.
– У нас общее дело, от точности результата которого зависит безопасность движения, поэтому права на ошибку нет, – резюмирует собеседник и спешит снова в цех, где его ждет очередная диагностика колесно-моторных блоков.
Екатерина ОСОВСКАЯ