К экстремальным ситуациям – готовы
Меньше часа требуется восстановительному поезду станции Жлобин, чтобы выехать к месту оперативных работ.
![](http://xpress.by/wp-content/uploads/2016/12/IMG_3956.jpg)
Дежурная смена восстановительного поезда после отработки норматива «Приведение крана в транспортное положение»
А все благодаря постоянным тренировкам и максимальной собранности. Отработку необходимых навыков жлобинские восстановители проводят на собственном учебном полигоне. Здесь, кстати, проходят не только «внутренние» учения, но и тренировки с участием МЧС. В распоряжении специалистов – пути и железнодорожная техника. Благодаря этому можно сымитировать любую непредвиденную ситуацию.
– Восстановители ищут новые методы и закрепляют их на практике. А на полигоне можно отработать самый широкий спектр навыков по профессиональной ликвидации последствий сходов подвижного состава, – рассказывает начальник поезда Валерий Чаплинский. – Да и учения у нас проходят очень часто, иногда поступают внезапные вводные. Последние «маневры» проводили совместно с коллегами из Гомеля и Калинковичей.
Норматив для сбора по тревоге – 40 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы собрать силы в «единый кулак» и выехать к месту оперативных работ. В остальное время специалисты полностью отдают себя теоретической и практической подготовке, проходят обучение на курсах повышения квалификации, изучают и обслуживают технику, чтобы во время ЧП не было отказов технических средств.
– У нас на вооружении – грузоподъемные краны, другие подъемные приспособления, гидравлические домкраты, тракторы, бульдозеры. Имеется автономная электростанция, прожекторы, оборудование для сварки и резки металла, аварийная летучка УАЗ. Не так давно приобрели гидравлический кран с телескопической стрелой КЖ-971, который может проводить определенные работы под контактным проводом без его отвода, – продолжает беседу Валерий Степанович.
Значение восстановителей переоценить сложно. На них возложена функция оперативной ликвидации последствий сходов и крушений поездов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кстати, в этом году 13 восстановительных поездов Белорусской железной дороги отметили свой 80-летний юбилей. Образованы они были в далеком 1936-м на железных дорогах СССР. С тех пор ежедневно несут свою нелегкую вахту, обеспечивая постоянную готовность и проведение аварийно-восстановительных работ в нормативные сроки.
![](http://xpress.by/wp-content/uploads/2016/12/IMG_3973.jpg)
Занятие по технике безопасности проводит заместитель начальника восстановительного поезда Александр Шуста
Когда нет чрезвычайных происшествий и аварийных событий, коллектив поезда выполняет подрядно-договорные работы: профессионально оказывает помощь железнодорожным организациям и предприятиям во время ремонтной путевой кампании – как на летней, так и на зимней переукладке. К примеру, на такие работы за 11 месяцев 2016 года восстановительный поезд Жлобин выезжал 116 раз.
– Конечно, результаты работы предприятия во многом зависят от коллектива, – говорит Валерий Чаплинский. И с гордостью добавляет: – В нашей команде очень трудно кого-то выделить. Каждый – профессионал в своем деле.
В штате восстановительного поезда Жлобин – 23 человека. Средний возраст – 30 лет, но есть и «аксакалы», которые работают по 20 – 25 лет. Начальник с удовольствием рассказывает о своих «чудо-богатырях», каждый из которых освоил на специальных курсах не только свою, но и 2 – 3 смежные профессии. Причем представители коллектива не раз занимали призовые места на конкурсах профмастерства.
– В настоящий момент, например, мы также готовимся к участию в состязаниях «Лучший машинист крана», «Лучший помощник машиниста крана» и «Лучший мастер», которые пройдут на базе Могилевского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров, – отмечает Валерий Степанович. – В номинации «Лучший машинист крана» наш поезд, например, представит Сергей Ларин. Он очень легкий в общении, жизнерадостный, но когда садится за рычаги – сама серьезность. Безопасность выполнения работ и четкость действий у него на первом плане. Не занимать опыта и еще одному нашему конкурсанту – мастеру Станиславу Веремейчику. В жизни немногословный, но дело свое знает «назубок».
Впрочем, и самого Валерия Степановича можно смело назвать профессионалом. На дороге он четверть века. Долгое время работал мастером в вагонном депо Жлобин и уже шесть лет возглавляет коллектив восстановительного поезда. О принципах работы руководителя говорит просто:
– Главное – всему учить на личном примере. Заботиться о том, чтобы люди вовремя отдыхали и получали за свой труд хорошую оплату. Но и не забывать требовать, чтобы постоянно повышали квалификацию и, конечно, содержали технику в отличном состоянии.
Татьяна МАЗУРА