Декабрь
Ср
11
2024

На дороге – железно

Многие поколения этой удивительной семьи объединяют не только родственные узы, но и преданность железной дороге. То, что для других история, для них – биография, судьба… Судьба, которая так или иначе связала с магистралью уже пять поколений семьи Кот. Сегодня многие ее представители живут в Гомеле.

Слева — четырехлетний Анатолий Кот, справа его дедушка Василий Подосинов. 1963 год

Под стук колес вагонных

Собрать их вместе – задача чрезвычайно трудная: кто-то на дежурстве, а кто-то отдыхает после ночной смены. Поэтому на встречи с героями публикации ушло несколько дней. Первая беседа состоялась, конечно же, с самым старшим представителем династии – 80-летней Софией Васильевной Кот.
– Мое детство прошло на Черниговщине, в Хоробичах. Помню, что дед работал на станции, бегала к нему на работу, было ведь совсем рядом, – с волнением вспоминает она. – Отец, Василий Антонович Подосинов, до войны был стрелочником, затем дежурил на переезде. Мне было интересно наблюдать за работой железнодорожников. К сожалению, репрессии не обошли нашу семью стороной. В 1939 году папу арестовали. Долгое время мы ничего не знали о его судьбе. В 1946-м его реабилитировали, отец вернулся домой и снова стал работать на железной дороге. Так вышло, что и в мужья мне достался железнодорожник. Мой супруг Иван Павлович сначала был кочегаром, затем долгие годы трудился машинистом. Я тоже работала на железной дороге – сначала счетоводом, потом техником, бухгалтером. В 1977 году мы переехали в Гомель. Так что наши сыновья приобретали себе профессии уже в Беларуси. Они тоже связали свою судьбу с дорогой.

Машинист Иван Кот

С Анатолием Ивановичем, сыном Софии Васильевны и Ивана Павловича, мы встретились после дежурства: он работает диспетчером на станции Гомель. Мужчина признался, что профессию выбрал по призванию.
– Сами судите, жили мы в Хоробичах практически в нескольких шагах от станции. В прямом смысле слова засыпали и просыпались под стук вагонных колес. Вместе с другими мальчишками «исследовали» стоящие в тупиках вагоны, а в ответ взрослым, пытавшимся нас приструнить, с гордостью заявляли: «Мы ведь железнодорожники. У нас отцы здесь работают!».
Впрочем, после окончания школы Анатолий Иванович все же попытался поступить в военное училище. Но из-за проблем со зрением не прошел медицинскую комиссию. Решил отнести документы в БИИЖТ. Отец предупреждал: «Маловато знаний, не пройдешь». Но юноша поднапрягся, налег на учебники и набрал все-таки нужное количество баллов. Прошедшие годы учебы, по его признанию, стали одними из самых ярких в жизни. Учились, осваивали сложнейшие предметы, дружили. Анатолий Иванович убежден, что их выпуск 1985 года – один из самых лучших в университете. Многие его однокурсники, разъехавшиеся по разным уголкам Советского Союза, добились успеха в своей профессии. Некоторые сегодня живут за границей. Анатолий Иванович знает, как сложились их судьбы, не понаслышке: каждые пять лет выпускники 1985-го съезжаются на традиционные встречи. Присутствует на них обычно не менее 60 человек.

Анатолий Иванович и его супруга Ирина Андреевна

– Вспоминая годы учебы, хочу сказать, что готовили нас очень серьезно, – говорит он. – И после прихода на первое рабочее место учеба продолжилась, всегда можно было получить поддержку и добрый совет опытных коллег. Росло мастерство – рос и по службе. Сейчас тружусь станционным диспетчером. Четкий график, часто ночные смены. Вообще, работа очень напряженная, ответственная. Но и представить себя без магистрали невозможно. Видимо, отец и дедушка передали на генетическом уровне любовь к железной дороге.
Жена Анатолия Ивановича Ирина Андреевна, слушая эти слова, соглашается с мужем, кивая головой. Сама она 20 лет отработала старшим оператором станционного технологического центра. С железной дорогой связаны многие их родственники. Чтобы перечислить всех, с улыбкой говорят собеседники, не хватит пальцев обеих рук у обоих. И такой выбор для всех стал осознанным.

Профессии верны

Трудовая книжка Ивана Кота

…Редкий случай: субботний выходной день Алле Кот (дочери Анатолия Ивановича и Ирины Андреевны) и ее мужу Максиму Смирнову, работающим по графику и часто занятым в ночные смены на своих рабочих местах, повезло провести вместе. К особой радости девятилетнего сына Ярослава и дымчатой красавицы-кошки. В гости в этот день Алла Анатольевна пригласила бабушку Софию Васильевну.

Алла Кот – дежурный по станции Гомель. В детстве, рассказывает она, часто гуляла с отцом вдоль железной дороги. Других малышей родители водили на детские площадки, в парк, а ее отец знакомил с работой магистрали. Вспоминает, что уже в три годика могла разъяснить взрослым со знанием дела, что такое, к примеру, «цистерна».
– Сами понимаете, – продолжает Алла Анатольевна, – когда в семье отец и мать железнодорожники, вопрос, какую профессию выбрать дочери и сыну, даже не обсуждался. В три года мне подарили детскую железную дорогу, и лучшей игрушки с тех пор для меня не было. Она и сегодня хранится в семье, а я тружусь на настоящей железной дороге.
После окончания школы Алла подала документы в БелГУТ. Особенно интересно, признается, было учиться на третьем курсе, когда пошли специальные предметы. Брат тоже окончил этот вуз, работает по специальности в Минске.

Софья Васильевна Кот, Алла Кот с мужем Максимом Смирновым сыном Ярославом

– Я заметила, что когда говорят о профессии железнодорожника, многие представляют себе в первую очередь машинистов и проводников, – рассуждает Алла Кот. – Да, эта работа, как говорится, на виду. Но сколько людей других специальностей заняты обеспечением бесперебойного и безопасного движения поездов! Моя смена дежурного по станции проходит за пультом под стук колес, и я отчетливо понимаю, какая большая ответственность на меня возложена.
Свою трудовую биографию на железной дороге Алла Анатольевна начинала в Вологде, куда приехала по распределению. В этом северном городе встретила свою судьбу – Максима Смирнова. Как нетрудно догадаться, тоже железнодорожника. Отработав четыре года, почувствовала, что тянет на Родину. Предложила мужу переехать в Беларусь, и тот согласился.
О чем совсем не жалеет. Максим Алексеевич работает составителем поездов на станции Гомель. Дневные и ночные дежурства, снег, зной, слякоть… К этому давно привык. Как у жены, признается он, у него не было сомнений при выборе профессии: все его родственники – сплошь железнодорожники.
О своей работе супруги говорят с юмором:
– Есть такое выражение: «Найдите работу по душе, и вам не придется работать». А если серьезно, нам очень нравится то, чем мы занимаемся.
Сын Ярослав впервые проехал в поезде вместе с родителями в полугодовалом возрасте. Пока мечтает быть футболистом, но с детской железной дорогой играет с удовольствием.
И кто знает, может и ему суждено стать железнодорожником (уже в шестом поколении!) трудовой династии, отсчет которой начинается с прошлого века.

Евгения МИРОНОВСКАЯ
Фото Анны ПАЩЕНКО

Яндекс.Метрика