Январь
Вт
14
2025

Ни к чему волнение, если есть умение

Найти в подвижном составе неисправности, угрожающие безопасности движения, и правильно ответить на теоретические вопросы – на базе пункта технического обслуживания Полоцкого вагонного депо за звание лучших поборолись представители сразу нескольких массовых профессий вагонного хозяйства Белорусской железной дороги.

Осмотрщик-ремонтник вагонов Гомельского вагонного депо Владимир Ходасевич и заместитель начальника отдела эксплуатационной работы службы вагонного хозяйства Николай Стасев

Место проведения конкурса было выбрано неслучайно: полоцкие специалисты обеспечивают работу без брака и задержек подвижного состава. Кроме того, в местном депо оборудован современный класс технической учебы. А его удачное расположение (близость к железнодорожным путям) позволило одновременно проводить теоретические и практические части конкурса.
Он прошел в два этапа. В первый день свои навыки продемонстрировали старшие мастера, мастера, бригадиры, слесари по ремонту подвижного состава, промывальщики-пропарщики цистерн. Каждого из 26 участников ждал внушительный список вопросов, касающихся не только профессиональных тонкостей, но и сферы охраны труда. Жюри, в состав которого вошли представители служб безопасности движения поездов и вагонного хозяйства, подводя итоги первого конкурсного дня, отметило высокий уровень подготовки конкурсантов. Так, среди старших мастеров лучшим стал Юрий Фомин из Витебского вагонного депо, среди мастеров – Иван Мартынович из Минского вагонного депо. Конкурс показал, что наиболее грамотный слесарь по ремонту подвижного состава трудится в Гомеле – это Александр Грищенко, а промывальщик-пропарщик – Сергей Цымбал – на ППС Барбаров. Отличные знания продемонстрировал и еще один победитель – бригадир Андрей Мычко из вагонного депо Брест.
На следующий день насыщенная программа ожидала 18 остальных конкурсантов. Для них подготовили две площадки – открытую (на улице) и в техническом классе ПТО. Это позволило одновременно соревноваться представителям нескольких профессий.
– Здесь собрались лучшие. Мне приятно работать с людьми, которые показывают высокий уровень знаний и являются гордостью своих предприятий, – приветствовал участников председатель комиссии конкурса, заместитель начальника службы вагонного хозяйства Александр Динкевич.
Не без волнения участники идут «в бой». Инструкторы вагонных депо и инспекторы по сохранности вагонного парка ждут теоретических вопросов, а осмотрщики-ремонтники первые проходят практические испытания – ищут неисправности.
…На путях – разные типы грузовых вагонов: полувагон, цистерна, хоппер и платформа. Немного поодаль – на столе – необходимые рабочие инструменты осмотрщика-ремонтника. Вооружившись ими, гомельчанин Владимир Ходасевич открывает конкурс для представителей своей профессии.
– Отсутствие болта коробки скользуна, вмятина смотровой крышки, ручка переключателя режимов на «горном режиме», нет внутренней пружины во втором ряду и цепочки выпускного клапана, – ловко используя молоток, одну за другой Владимир Ходасевич выявляет неисправности.
Иногда возвращается назад, из виду старается не упустить ни одну неисправность. Его движения – уверенные и быстрые, лишь по голосу понимаешь: волнение все-таки есть. Оно и понятно. Во-первых, справиться с задачей нужно за определенное время – 12 минут, во-вторых, от конкурсанта ни на шаг не отходит строгое жюри. Под их пристальными взглядами железнодорожник не теряется и на уточняющие вопросы отвечает четко и грамотно.
– Осталось три минуты, – предупреждает осмотрщика заместитель начальника отдела эксплуатационной работы службы вагонного хозяйства Николай Стасев.

Задание проходит осмотрщик-ремонтник вагонного депо Брест Николай Тиханович

Казалось бы, за такой отрезок времени уже ничего не успеть, но профессионал доказывает обратное: и в его копилке – еще несколько выявленных неисправностей подвижного состава, а значит и дополнительные баллы.
К слову, в конкурсе про-фессионального мастерства гомельчанин участвует не впервые, более того, на его счету не одна победа. В 2014 году стал лидером дорожного конкурса в Молодечно. Год спустя занял второе место в Витебске. Кроме этого, в 2015-м достойно представил Белорусскую магистраль на международном конкурсе в Калининграде, оставив позади всех конкурентов-коллег.
– Одна из сложностей этого этапа – справиться с волнением, ведь время на поиск неисправностей ограничено, – делится первыми впечатлениями Владимир Ходасевич.
В Гомель Владимир вместе с семьей переехал из Казахстана, где трудился осмотрщиком вагонов с 1990 года.
– Хорошее выступление, он заметил много серьезных неполадок, – дает оценку Николай Стасев, который в судействе конкурса уже не первый год. – В этот раз список неисправностей мы значительно расширили, добавили те, которые очень редко встречаются в повседневной практике осмотрщиков-ремонтников и в глаза не бросаются, но несут реальную угрозу безопасности движения. Кроме того, у участников конкурса есть возможность получить и высокие дополнительные баллы: для этого нужно найти неисправности, не заявленные в нашем списке.
На старте уже второй осмотрщик-ремонтник вагонов – брестчанин Николай Тихманович. Первые минуты – и недочеты обнаружены. В ход идет абсолютный шаблон, которым конкурсант измеряет ползун на поверхности катания колесной пары. Измерения верны – найденная неисправность доказана и засчитана! Кстати, в родном депо, в котором он трудится с 2009 года, железнодорожника знают как автора передовой методики по выявлению неисправностей автосцепного устройства и поглощающих аппаратов. Разработал ее он совсем недавно, но уже успел поделиться с коллегами прогрессивными методами своей работы.
– В конкурсе участвую уже третий раз и убедился, что такая практика всегда дает новый полезный опыт, – замечает брестчанин. – Разнообразие вагонов, интересные неисправности – нынешний практический экзамен не исключение.
Пока мы беседуем, свою сноровку возле вагонов демонстрирует полочанин Сергей Иванов. В вагонное депо он пришел еще в 1996 году слесарем по ремонту подвижного состава, за добросовестный труд не раз поощрялся, в том числе нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі». Признается, что в подобных конкурсах он новичок, что, впрочем, не мешает специалисту увидеть неисправности, которые за долгий стаж работы в реальности встречать приходится и не всем. К примеру, сдвиг буксы.
…Тем временем в техническом классе царит тишина. Кто-то сосредоточенно думает над очередным заданием, а кто-то уже справился со всеми вопросами. А их, к слову, – за сотню.
– Для инструкторов вагонных депо, на которых возложена большая ответственность, это даже не конкурс, а действительно настоящий экзамен, который показывает, насколько хорошо они знают тонкости своего дела и готовы обучить им коллег. Одной теорией испытание не заканчивается, впереди еще практика, – замечает ведущий инженер службы вагонного хозяйства Павел Прокопцов.
Самое время инструкторам и осмотрщикам-ремонтникам поменяться площадками. Первым из инструкторов искать неисправности отправляется брестчанин Валерий Горковчук. Несмотря на то, что в прошлых конкурсах он в качестве осмотр-щика-ремонтника не только участвовал, но и занимал призовые места, признается, что такая выездная проверка всегда волнительна. Впрочем, большой опыт работы осмотрщиком-ремонтником помогает Валерию Николаевичу легко применить свои теоретические знания на практике.
– Задания непростые: для первой части конкурса необходимо отлично знать инструкции и нормативные документы, для второй – иметь большой практический опыт. Но, по ощущениям, с задачей справился неплохо, – улыбается он.
Не без волнения на поиск неисправностей идет полочанин Евгений Архангельский. В таком конкурсе с довольно сложной «практикой» он участвует впервые. Ранее ему приходилось бороться за звание «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте» в качестве мастера. Количество найденных неисправностей на этом этапе, а также их сложность доказывает, что Евгений Александрович – грамотный специалист, и сегодня на своем месте. К слову, в вагонном депо он – представитель известной на предприятии династии – работает уже 20 лет. Начинал свой трудовой путь с ученика слесаря.
А вот на площадке и еще один представитель железнодорожной династии – Юрий Пашкевич из Минского вагонного депо. В прошлом году в конкурсе он стал вторым. «Перевернутая букса, излом клина…», – он находит больше десятка неисправностей…
– Такие конкурсы – это еще и своеобразный обмен опытом с коллегами. Вернувшись домой, обязательно расскажу своим осмотрщикам-ремонтникам, какие неисправности были подготовлены, – пройдя испытание, признается железнодорожник.
…У последних конкурсантов практические испытания позади, еще немного – и окончательные итоги будут подведены. А пока участники обсуждают варианты ответов, делятся впечатлениями. Наконец, баллы подсчитаны. В кабинете воцаряется абсолютная тишина, и председатель комиссии Александр Динкевич озвучивает почетный список. Так, победителем среди осмотр-щиков-ремонтников становится гомельчанин Владимир Ходасевич: у него 87,5 балла (44 – за теорию, 43,5 – за практику). Одинаковое количество баллов – 81 – получают Александр Бельмач (Барановичское вагонное депо) и Николай Тихманович (вагонное депо Брест). Но на счету у первого в практической части перевес в два балла, поэтому он становится вторым.
Из инструкторов на пьедестале почета – полочанин Евгений Архангельский, не только показавший отличные знания теории, но и нашедший много неисправностей. За ним с небольшим отрывом идет минчанин Юрий Пашкевич, которому в практической части не было равных среди всех участников конкурса. Достойные результаты продемонстрировал брестчанин Валерий Горковчук: он – третий. В свою очередь, лучшим инспектором по сохранности вагонного парка становится брестчанин Андрей Бегеза. На втором месте – Степан Князян (Осиповичское вагонное депо), на третьем – Василий Громыко (Волковысское вагонное депо).
Александр Динкевич поблагодарил причастных работников службы вагонного хозяйства и руководство Полоцкого вагонного депо за достойную организацию конкурса, а также отметил, что его результаты свидетельствуют о высоком профессионализме железнодорожников, несмотря на то, что с каждым годом задания становятся все сложнее.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика