«Везло на хороших людей»
90-летие отметил ветеран Белорусской железной дороги Сергей Шнитков.
Более 20 лет его жизни связаны с локомотивным депо Орша имени К. С. Заслонова. На этом предприятии Сергей Васильевич прошел путь от бригадира механического цеха до заместителя начальника депо. Кроме того, на протяжении 13 лет он преподавал в Оршанском техникуме железнодорожного транспорта. По словам Сергея Васильевича, его жизнь была богата на интересные встречи. «Мне везло на хороших людей», – говорит ветеран. К примеру, он очень гордится знакомством с Петром Машеровым, который посещал депо будучи первым секретарем ЦК КПБ. Хорошо помнит и Константина Заслонова, возглавлявшего паровозное депо в довоенные годы. Сергей Шнитков вспоминает, как сам часто приходил к маме-фельдшеру и забегал к старшим друзьям-слесарям, трудившимся на предприятии.
Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего 14 лет. Семья Сергея Шниткова пыталась эвакуироваться из Орши, но этому помешала бомбежка немецкой авиации. В сложных условиях оккупации оршанцы проявили свои самые лучшие качества. Лидером сопротивления стал Константин Заслонов. Он вернулся в город в ноябре 1941-го, устроился в родное депо. «У некоторых, – вспоминает Сергей Шнитков, – это вызвало недоумение. Но когда в железнодорожном узле начались диверсии и немцы стали нести ощутимые потери, многие поняли истинную цель его возвращения».
Весной 1942-го Сергей Шнитков узнал, что «дядя Костя» возглавляет партизанский отряд. Измотанные в постоянных боях с противником, народные мстители остро нуждались в квалифицированных медиках, а также в медикаментах. Не раз через связных парень передавал партизанам лекарства. А в мирное время, в 1947 году, Сергей Васильевич принял участие в перезахоронении останков Героя Советского Союза Константина Заслонова и его адъютанта Евгения Корженя. Они упокоились в сквере недалеко от железнодорожного вокзала. Спустя много лет, уже как преподаватель техникума, он каждый год вместе с учащимися бывал на месте гибели Заслонова, а позже написал книгу «О прожитом», в которой рассказал о своем военном детстве.
…Из-за массовых диверсий подпольщиков и партизан фашисты устраивали облавы, угоняли молодежь на принудительные работы в Германию. Сергею Шниткову пришлось скрываться. В 16 лет его зачислили в партизанский отряд имени Суворова 1-й Богушевской бригады, действующий в Оршанско-Сенненской партизанской зоне. Туда же вскоре попали и родители Сергея Васильевича. Тяжелым испытанием для партизан стала весна 1944-го, когда им пришлось противостоять 60-тысячной группировке противника. В конце июня, выйдя из окружения, народные мстители примкнули к наступающим частям Красной армии.
В июле молодого человека направили в Минск на курсы при ЦК КПБ, но после их окончания Сергей Васильевич попросил его распределить в паровозное депо Орша. Парень участвовал в восстановлении узла, а потом вновь сел за парту – на этот раз Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Трудовая биография дипломированного специалиста началась на Уфимском паровозном заводе с должности инспектора ОТК. Однако спустя два года он вернулся в родное заслоновское депо, где возглавил производственно-технический отдел. Сергей Васильевич внес существенный вклад в разработку и внедрение на предприятии средств малой механизации, в освоение новых видов ремонта.
Переход магистрали на тепловозную тягу потребовал новых знаний. Сергей Шнитков уехал в Москву, где впоследствии получил диплом инженера-механика тепловозного профиля Всесоюзного заочного института инженеров транспорта.
Вся биография Сергея Шниткова – это пример настоящего патриота своей Родины, профессионала, чей трудовой путь заслуживает глубокого уважения. Пожелания крепкого здоровья, мира и добра юбиляру адресует руководство Белорусской железной дороги, Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей, а также Организации ветеранов Белорусской магистрали.
Знания и опыт помогали ему в работе в оршанском отраслевом техникуме. Сергей Васильевич преподавал на вечернем отделении, где локомотивные бригады осваивали новые профессии. За три года тонкостям управления подвижным составом на тепловозной тяге были обучены все машинисты и их помощники, работавшие в локомотивном депо. Кроме того, Сергей Шнитков внес весомый вклад в реконструкцию и оснащение ремонтных цехов предприятия новым оборудованием. Его труд был отмечен значком «Отличный работник Белорусской железной дороги» и знаком «Почетному железнодорожнику».
В середине 1970-х Сергей Васильевич полностью сосредоточился на преподавательской работе в оршанском техникуме. В то время там широко внедрялась так называемая кабинетная система обучения, которая способствовала развитию технического творчества учащихся. Педагог принимал участие и в военно-патриотическом воспитании молодежи. За 13 лет работы в техникуме он подготовил более 600 специалистов железнодорожного профиля. И даже на заслуженном отдыхе Сергей Васильевич занимался общественной работой: он был членом ревизионной комиссии городской ветеранской организации и состоял в Совете мемориального музея Константина Заслонова.
…90 лет – возраст мудрости, осмысления прожитых лет. С этой знаменательной датой Сергея Васильевича поздравило руководство и совет ветеранов локомотивного депо, а также других предприятий Оршанского узла.
Ольга ОРЛОВА