Май
Чт
22
2025

Его судьба – дорога

Ветеран Белорусской железной дороги Василий Кочмарев сегодня отмечает 85-й день рождения.

Поздравить юбиляра за праздничным столом обязательно соберутся родственники, друзья и коллеги, с которыми бок о бок более тридцати лет он трудился в местном локомотивном депо. Еще со школьной скамьи Василий Харлампиевич мечтал стать летчиком – небо манило юношу своей красотой и таинственностью. Охотно посещал занятия в аэроклубе. Но однажды его взор остановился на линии горизонта, куда «убегали» две нити стальной магистрали. С железной дорогой он и связал свою дальнейшую жизнь. Хорошим примером в работе был его отец. Харлампий Кочмарев – машинист со стажем, еще в довоенные годы трудился в Могилевском паровозном депо. Находясь с семьей в эвакуации, водил поезда в колоннах паровозов особого резерва НКПС. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, значками «Ударнику сталинского призыва», «Почетному железнодорожнику».
После окончания Гомельской школы машинистов паровозов и службы в армии в 1954-м Василий Харлампиевич пришел работать в депо помощником машиниста. В 1960-м встал за правое крыло локомотива.
– Управлять мощной техникой было хоть и сложно, но очень интересно, – рассказывает ветеран. – В стране тогда остро ощущалась нехватка подвижного состава, была слабая пропускная способность некоторых участков, поэтому большое внимание уделялось мастерству машинистов, работавших на тяжеловесных поездах. Используя технические возможности паровоза и профиль участка, я освоил вождение тяжеловесных и длинносоставных поездов и одним из первых в депо на паровозе се-рии Л стал водить составы свыше 4 тыс. тонн.
В связи с ростом объема перевозок руководством дороги было принято решение о переводе участков Могилевского отделения на более прогрессивный вид тяги – тепловозный. Василий Кочмарев освоил новый вид техники и вместе с помощником Владимиром Павловским тепловозом ТЭ3 вскоре провел первый поезд на участке Орша – Могилев.
– В 1970-е ощущалась нехватка машинистов, – вспоминает Василий Харлампиевич. – Несмотря на приличную по тем временам зарплату, было мало желающих идти к нам работать. И это неудивительно, ведь жизнь машиниста нелегкая. Требования высокие – технику надо знать назубок! Чтобы исправить ситуацию, мы с коллегами обратились к начальнику Белорусской железной дороги с предложением водить грузовые поезда в одно лицо.
Инициативу одобрили. Как машинисту первого класса, Василию Кочмареву первому поручили ответственное дело. 10 августа 1975 года на участке Могилев – Жлобин он провел состав точно по графику. Его начинание подхватили еще 18 машинистов Могилевского, Кричевского и Осиповичского
локомотивных депо, которые водили поезда в одиночку около двух лет.
– Эксперимент, конечно, удался. Но как только проблема с кадрами решилась, мы это дело прекратили. Не каждый пойдет на такой риск, – продолжает железнодорожник. – Представьте себе: машинист должен не только следить за дорогой, он за весь состав отвечает. А если вдруг ему плохо стало? Или поломка в пути?..
Василий Кочмарев трудился с большой самоотдачей. Кроме того, принимал активное участие в общественной жизни. Неоднократно избирался членом профкома депо, был членом обкома партии, с 1975-го по 1979 год – депутатом Верховного Совета БССР, являлся делегатом XXIV съезда КПСС, делился опытом с молодежью. За выдающиеся успехи в работе машинист дважды награжден орденом «Знак Почета», орденами Трудового Красного Знамени и Трудовой Славы ІІІ степени, знаком «Почетному железнодорожнику», значками «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», «Отличный работник Белорусской железной дороги», медалью «Ветеран труда».
Даже на заслуженном отдыхе Василий Кочмарев долгие годы оставался членом профкома предприятия. Его напутственные слова с благодарностью вспоминают многие выпускники учебных заведений, которые сегодня трудятся в коллективах предприятий Могилевского отделения дороги.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика