В Бресте на коллегии Министерства транспорта и коммуникаций подвели итоги работы в 2016 году.
В отрасли переломили негативную тенденцию последних лет и обеспечили рост экспорта услуг и товаров. Тем не менее выйти на запланированный показатель – 104,1% – не удалось. Как отметил министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, наибольших успехов достигли авиационные организации (115,2%), Гомельский электромеханический завод (в 33,6 раза), «Дорстроймонтажтрест» (в 9,3 раза), Институт «Белжелдорпроект» (в 2,5 раза), Могилевское отделение магистрали (в 2,3 раза), БелГУТ (126,4%) и некоторые другие предприятия. По мнению министра, в кратчайшие сроки организациям отрасли необходимо завершить разработку мероприятий по наращиванию и диверсификации экспорта с учетом плана совместных действий МИДа и Минтранса на 2017 год и обеспечить их реализацию.
Перевозки – нарастить
За прошлый год объем грузооборота в Беларуси составил более 125 млн. т-км без учета трубопроводного транспорта. Обеспечен рост этого показателя на уровне 101% при задании 100,2%.
К примеру, на железнодорожном транспорте грузооборот при плане 100,1% выполнен на 100,8%. Рост обеспечен за счет увеличения объемов перевозок при ввозе (113,1%) и вывозе (108,2%), хотя объемы транзита и перевозок грузов внутри страны снизились. На невыполнение транзита грузов повлияло падение на 19,3% объемов перевозок каменного угля, на который приходится более половины всего транзита. Также меньше перевезли нефти и нефтепродуктов – на 31,7% и удобрений – на 21%.
Пассажирооборот в системе Минтранса составил 96,4% при задании 100,4% (перевезено порядка 2 млрд. пассажиров). Организации гражданской авиации – единственные по этому показателю сработали с положительной динамикой (102,6%). На железнодорожном транспорте пассажирооборот сократился на 9,6%, на автомобильном – на 0,6%.
Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак остановился на основных задачах развития всех предприятий отрасли. Несмотря на некоторые негативные факторы, необходимо обеспечить устойчивость работы транспортной системы. В соответствии с направлениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы в приоритете по-прежнему остаются рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, привлечение инвестиций и повышение производительности труда. Большое внимание руководители должны уделить внедрению информационно-коммуникационных технологий, экономии и эффективному использованию ресурсов одновременно с укреплением технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.
Поставлена задача принять меры по снижению затрат на производство и реализацию продукции, продолжить работу по нормализации расчетов и сокращению просроченной внешней дебиторской задолженности и обеспечению своевременного поступления валютной выручки. Также необходимо освоить и эффективно расходовать средства, выделяемые из бюджетов всех уровней и целевых фондов для финансирования текущей деятельности и реализации государственных программ.
Уровень зарплаты – до 1 тыс. рублей
По оценке за прошлый год показатель снижения уровня затрат по организациям Минтранса составил минус 0,1% при задании минус 1%. Невыполнение допустили Белорусская железная дорога с учетом акционерных обществ, акции которых переданы ей в управление, а также организации автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В сопоставимых условиях по отрасли увеличение затрат не допущено. Несмотря на это, в нынешнем году по-прежнему основное внимание будет уделяться работе подчиненных организаций по сокращению затрат. Это позволит положительно повлиять на обеспечение финансовой устойчивости и создать условия для повышения уровня заработной платы.
По итогам 2017 года она должна достигнуть 1 тыс. рублей на каждом из предприятий, подведомственных Минтрансу. При этом необходимо обеспечить превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.
По инновационному пути
В 2016 году в отрасли продолжалась реализация ряда важных проектов по развитию инфраструктуры и повышению эффективности использования ресурсов. В частности, на железнодорожном транспорте одним из главных стал инновационный проект по электрификации участка Молодечно – Гудогай – государственная граница Республики Беларусь. В нынешнем году работы здесь будут завершены. Также введен в эксплуатацию электрифицированный участок до Гомеля. Открыто регулярное движение поездов на электротяге на грузо- и пассажиронапряженном участке, который входит в IX Общеевропейский транспортный коридор.
Белорусская магистраль обновила парк транспортных средств современными грузовыми электровозами, электро- и дизель-поездами. Также железнодорожники полностью перешли на электронный документооборот при перевозке грузов через все пограничные переходы в сообщении Беларусь – Россия. На отдельных участках магистрали внедрены современные микропроцессорные системы.
Что касается других отраслей, то парк воздушных судов обновился тремя новыми машинами. Ведется строительство в Национальном аэропорту Минск второй взлетно-посадочной полосы. На территории, прилегающей к этому объекту, возводится авиаремонтный завод. Кроме того, строится Центр управления воздушным движением.
Вырос поток контейнеров
Как рассказал на коллегии начальник Белорусской магистрали Владимир Морозов, железнодорожники обеспечили погрузку 80,5 млн. тонн грузов (это на 300 тыс. тонн больше, чем в 2015-м).
В два раза удалось увеличить объем контейнерных перевозок в сообщении Китай – страны ЕС – Китай.
Менее успешным сложился год для пассажирских перевозок – было перевезено 81,8 млн. человек, что составило 93,9% к 2015 году. Рост пассажирооборота обеспечен только поездами городских линий и составил 106,8%.
Среди задач по грузовым перевозкам – дальнейшее совершенствование маркетинговой работы и взаимодействие с соседними администрациями, создание конкурентных тарифных коридоров, применение современных инновационных технологий. В этом году необходимо обеспечить прирост грузооборота не менее 5%, пассажирооборота – не менее 0,3 %, экспорта услуг (4,5%) и выручки от перевозок (9,6%).
Юрий ФЕДОРЕНКО