Без права на ошибку
Машинист локомотивного депо Минск Сергей Еленский оперативно выявил неисправность подвижного состава и предотвратил возможные тяжелые последствия.
В тот январский день со своим помощником Дмитрием Хоменко он вел пассажирский поезд Москва – Брест. На станции Барановичи-Центральные при плановом осмотре экипажной части электровоза локомотивная бригада обнаружила нагрев буксового узла колесной пары. О неисправности тут же доложили дежурному по станции. Локомотив быстро заменили, поезд пошел дальше.
Казалось бы, что особенного? В принципе, машинист и помощник просто добросовестно выполнили свои обязанности, действуя строго по инструкции. Ведь несмотря на обилие разных современных диагностических приборов, при стоянке поезда более 5 минут машинист должен лично осмотреть экипажную часть, в частности, буксовые узлы. И согласно инструкции, в таких случаях у бригады есть всего 10 минут, чтобы определить характер неисправности и принять решение – заменить локомотив или устранить ее самостоятельно. Это очень трудный и ответственный момент даже для опытного машиниста, ведь рентгена под рукой нет. Вот и думай, машинист! Всего за пару минут Еленский принял решение запросить вспомогательный локомотив.
Машинист-инструктор Роман Лобажевич гордости за своих подопечных не скрывает. Говорит, достойные специалисты в депо стоят за правым крылом локомотива. Сергея Еленского знает давно. Он участвовал в Третьем слете машинистов, имеет нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
– Спокойный, серьезный, знает свое дело. Поскольку мне, как инструктору, по должностным обязанностям иногда приходится ездить вместе с машинистами, я не раз наблюдал, как Сергей готовится к рейсам. Зная маршрут, весь путь Еленский просчитывает заранее.
И садится в кабину электровоза, уже зная алгоритм своих действий, – рассказывает о коллеге Роман Владимирович.
А еще Сергей Владимирович тщательно проверяет техническое состояние локомотива перед рейсом, осматривает все узлы и агрегаты. Первым делом обращает внимание на ходовую часть, тормозное и автосцепное оборудование, от которых зависит безопасность движения.
– Я дотошный в этом плане. Считаю, что в технике нет незначительных вещей, – говорит он.
На дорогу Сергей Владимирович пришел в 1990 году, после окончания столичного отраслевого училища (ныне колледж). По распределению попал в моторвагонное депо Минск, ездил помощником машиниста на электропоездах в Оршу, Осиповичи, Молодечно, Барановичи. В 1995-м перешел в локомотивное депо Минск, начинал с помощника машиниста при депо, затем год – в грузовом движении и несколько лет – в пассажирском. За правое крыло локомотива встал в 1998 году после обучения в Гомельской дортехшколе. Сначала трудился на рельсосмазочном локомотиве, затем машинистом маневрового на грузовом дворе станции Степянка, потом снова на грузовых, а с 2003-го Еленский водит пассажирские поезда на электротяге. Сейчас его уже по праву можно было бы назвать «ветераном» с почти четвертьвековым стажем локомотивной работы, хотя Еленскому всего чуть больше сорока. Он признается, что работа для него уже давно не ремесло, а образ жизни.
– На любом другом предприятии как: вышел за проходную – и забыл все проблемы. У нас же – учеба, планерки, совещания, снова учеба. Можешь десятки раз прокрутить в голове поездку, а если уж нештатная ситуация… То отметина на всю жизнь, – говорит Сергей Владимирович.
– Благодаря грамотным действиям локомотивной бригады удалось избежать тяжелых последствий, – подчеркивает начальник депо Сергей Котовский. – Поэтому руководство предприятия приняло решение ходатайствовать перед руководством отделения о поощрении машиниста
Сергея Еленского.
– Машинист – последнее звено в железнодорожной цепочке, тот, кто еще может успеть устранить недочет, заметить ошибки контактников, путейцев, вагонников. После него это сделать уже некому, – подытоживает машинист-инструктор локомотивной колонны депо Минск Роман Лобажевич. – Поэтому бдительность – долг машиниста, а сверхбдительность – это уже черта профессионала высокого класса, такого, как Сергей Еленский.