Вспоминая молодость
Бывшего начальника станции Минск-Северный, почетного железнодорожника Владимира Шведко навестили председатель организации ветеранов необособленных структурных подразделений Галина Львова (на фото) и специалист отдела идеологической и социально-культурной работы столичного отделения Людмила Гузова.
…В его доме всегда рады гостям. В мгновение ока из серванта на стол перекочевал чайный сервиз в оранжевый горошек, а жена Владимира Петровича – Ольга Никитична – начинает хлопотать у плиты. Вместе они уже почти 54 года. И почти столько же каждый из них посвятил железной дороге. Сегодня они часто вспоминают, какой интересной и богатой на события была их молодость.
Ольга Никитична трудилась в строительно-монтажных поездах и в тресте «Белтрансстрой». Владимир Петрович начинал дежурным по станции Полочаны. В этой же должности работал на станциях Минск-Северный и Минск-Пассажирский. Затем на них был заместителем начальника, а в 1996 году возглавил коллектив станции Минск-Северный. Все они для него и сейчас – это не просто точки на карте магистрали, а целая жизнь.
– До сих пор вспоминаю свой первый комиссионный осмотр. В то время был молодым специалистом, работал дежурным по станции Полочаны. Начальник дороги результатом остался доволен, а потом спрашивает: «Ты кем работаешь?» Я смелости набрался и говорю: «Все профессии освоил – могу быть и товарным кассиром, и стрелочником». Ответ мой, видимо, понравился, поэтому через несколько месяцев меня перевели нас станцию Минск-Товарный. И даже дали общежитие», – делится воспоминаниями Владимир Петрович.
Многие, с кем довелось работать Шведко, до сих пор знают его просто как Петровича. Говорят, что с годами он совсем не изменился: такой же статный и улыбчивый, как и в молодые годы. А для железнодорожника самые долгожданные новости – о тех, кто трудился вместе с ним и чьи судьбы так же, как и его, прочно связаны с Белорусской магистралью.
– Я тогда работал заместителем начальника станции Минск-Пассажирский. Встречали литерный поезд с главой Коммунистической партии Леонидом Ильичом Брежневым. Нам с начальником локомотивного депо Василием Матясом поставили задачу – остановить состав так, чтобы руководство страны вышло прямо на ковровую дорожку. Расстояние просчитывали едва ли не спичечным коробком. И надо сказать, наши расчеты оказались почти до миллиметра верными, – вспоминает Владимир Петрович.
Кстати, на дороге во всей красе проявился его организаторский талант. Он буквально жил работой, равных ему по мастерству не было. Профессиональные заслуги Шведко не раз отмечены отраслевыми наградами, в том числе и нагрудным знаком «Почетный железнодорожник».
– Первую скрипку в моем успехе все же сыграла супруга, – говорит Владимир Петрович. – Она была помощницей во всех делах. У нас во все годы была одна установка – работать с полной отдачей. И награды, которые я получил, в полной мере принадлежат и моей второй половинке.
Конечно, возраст и болезни берут свое – сейчас ветеран редко выходит из дома. Зато часто принимает гостей. Особенно любит к нему наведываться молодежь – он не только чудесный рассказчик, но и хорошей песней посетителей побаловать не прочь. Его любимая – про машиниста Васю, который водит «паровоз Иосиф Сталин, самый лучший в мире паровоз».
– Могу целый концерт устроить, – улыбается Владимир Шведко. – Годы идут, а я еще хочу людям радость приносить. Иначе жить не могу. И добавляет: – Очень приятно, что нас не забывает руководство и профсоюз, всегда помогают, чем могут. Спасибо им большое. А коллегам, с которыми мне довелось работать, я хотел бы пожелать долголетия и здоровья.
Александр Мазура