С гордостью о пройденном пути
Ветеран локомотивного депо Лида Константин Чеботаревич отметил 90-летие.
С самого утра Константин Николаевич с супругой Марией Петровной (на фото) ждут гостей – журналистов отраслевого издания. По такому случаю ветеран при полном параде – в костюме с наградами, а бодрость и боевая выправка всегда при нем. Хотя это дается уже непросто: на днях железнодорожнику исполнилось 90 лет.
– Много ли это? Очень много! – улыбается Константин Николаевич. – Самому не верится, что мне уже столько.
Он родился в Скиделе в 1927 году. Когда учился в школе, грянула война. В Великую Отечественную семье приходилось скрываться в деревне у родственников: прежде мать была секретарем горсовета, а оккупанты в первую очередь стремились расправиться с представителями местной власти. Позже семья вернулась в Скидель. Константин с друзьями помогал советским летчикам на местном аэродроме.
– Со склада на тележках мы подвозили авиационные бомбы, которые военные затем «подвешивали» к самолетам, – вспоминает ветеран. – За это на обед нам доставался деликатес и большая редкость в те времена – гречневая каша. Иногда летчики угощали шоколадом.
В 1944-м Константина Чеботаревича призвали в армию. Служить довелось шесть с половиной лет. В 1951 году демобилизовался. Однажды увидел в газете объявление о наборе в школу машинистов паровозов. Успешно сдал экзамены и был принят на трехгодичный курс обучения.
В 1954 году молодого человека направили в локомотивное депо Лида. Вначале трудился помощником машиниста.
– Это было тяжелое время, – вспоминает ветеран. – Уголь был неважного качества, с большим содержанием сланцев. За поездку забрасывали в топку по 16 тонн, по три-четыре раза приходилось ее чистить.
Через год Константин Николаевич стал машинистом. Водил грузовые поезда на Барановичи, Вильнюс, Гродно и Минск. Через 10 лет стал машинистом-инструктором паровозных бригад. При этом всегда совершенствовался в профессии, читал много специальной литературы. Окончил Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта, получил права на управление тепловозом.
С 1976 года встал за правое крыло тепловоза ТЭП60. Водил пассажирские поезда на Барановичи, Лунинец, Вильнюс. В 1982-м ушел на заслуженный отдых.
– Когда отца провожали на пенсию, существовал очень красивый ритуал, – вспоминает дочь юбиляра Татьяна. – Машинист возвращался из последнего рейса, на станции его встречал оркестр. Под музыку машинист выходил из локомотива и преклонял колено в знак уважения перед железной дорогой, затем ему вручали цветы.
Попрощавшись с магистралью, Константин Чеботаревич еще 10 лет трудился машинистом компрессора в «Лидастройконструкции».
Вот уже 65 лет рядом с юбиляром его супруга Мария Петровна. Вместе они вырастили дочерей – Светлану и Татьяну. Есть у ветерана два внука и правнучка София. В праздники вся семья собирается вместе. Константин Николаевич и Мария Петровна вспоминают и рассказывают молодежи, как отмечали торжества во времена их молодости.
– Я всегда гордилась отцом, – говорит Татьяна. – Несмотря на то, что он много работал, находил время и для нас с сестрой: учил кататься на велосипеде, коньках, из поездок привозил угощения и подарки. Однажды в Москве купил обеим красивые платья. Когда в Лиду приезжал Петр Машеров, для вручения букета директор школы выбирал самую нарядную девочку. И такую роль доверили мне.
Константин Николаевич отмечает, что всегда любил свою профессию.
– Я мог наблюдать, как меняется природа в зависимости от поры года, как встает солнце, – объясняет он. – На какой еще работе такое возможно?
Несмотря на то, что в поездки приходилось собираться и ночью, и в плохую погоду, оставлять семью в праздники, ветеран никогда не жалел, что выбрал магистраль. И сейчас он благодарен за помощь, которую оказывает ему руководство локомотивного депо Лида. Пару лет назад юбиляру помогли с косметическим ремонтом в квартире и покупкой газовой колонки. Но важно и простое внимание, которое уделяют представители предприятия и ветеранской организации.
– Низкий поклон тем, кто не забывает нас, ветеранов депо, – благодарит Константин Николаевич.
Елена КРАВЕЦ