Январь
Ср
22
2025

Дороге – с благодарностью

История семьи – словно увлекательная книга, в которой каждая глава – чья-то судьба. Вдвойне интересна фамильная летопись, если кроме родственных уз людей связывают еще и профессиональные. Железная дорога объединила семьи Манулик-Горелик, общий стаж которых на магистрали больше 110 лет.

Владимир Манулик

Основоположником этой династии стал Владимир Петрович Манулик. Родился и жил он в деревне Пережир Пуховичского района рядом с остановочным пунктом Седча осиповичского направления. До тридцати с лишним лет работал в местном колхозе с супругой Татья-
ной Нестеровной. Позже за компанию с другом устроился на Белорусскую железную дорогу. С 1965-го по 1982 год Владимир Манулик трудился стрелком в Минском отряде Военизированной охраны.
– Отец сопровождал грузы на поездах, – рассказывает дочь Таисия Владимировна Горелик (в девичестве Манулик). – В основном сельскохозяйственную и автомобильную технику. Условия труда были непростыми. В те годы стрелки во время движения находились на открытом подвижном составе. Работали в паре: один – в начале состава, другой – в конце. Умер отец, когда ему было за семьдесят. Он был очень активным и энергичным человеком, добрым и главное – работящим: держал большое хозяйство, огород.

На магистраль – по примеру отца

Владимир Петрович вырастил троих детей. Однако на железную дорогу пошла только дочь Таисия. Она стала представителем второго поколения этой династии. Улыбчивая, позитивная женщина, к которой сразу проникаешься симпатией и доверием – так говорят о ней бывшие коллеги.
С 1979-го Таисия Владимировна работала оператором товарной конторы на станции Минск-Товарный. Затем была приемосдатчиком груза и багажа на станции Фаниполь, а позже трудилась билетным кассиром. 32 года она отдала железной дороге. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
С будущим мужем Таисия Владимировна познакомилась на свадьбе друзей: молодые люди были свидетелями. Позже выяснилось, что Владимир Александрович Горелик тоже трудится на Белорусской железной дороге – в Минском вагонном депо. Уже более 40 лет он предан этому предприятию.

Таисия Горелик

Выбрал свой путь

– С детства я любил ездить в поездах. Размеренный стук колес, проплывающие мимо пейзажи, легкое покачивание вагонов… Одним словом – романтика. Жаль, у нас в Новогрудке, откуда я родом, железная дорога не проходила, – рассказывает Владимир Александрович. – Моя мама работала кондитером, отец был военнослужащим. Когда в 1976-м я получил аттестат зрелости, решил учиться дальше в столице. Выбирал между профессиями «машинист автомобильных кранов» и работой на магистрали. Взвесив все «за» и «против», поступил в ГПТУ № 34 железнодорожного транспорта (сейчас это отраслевой колледж имени Е. П. Юшкевича). Конечно же, хотел водить поезда, но встать за правое крыло не получилось: будущих машинистов набирали только после восьмилетки. А я уже окончил 10 классов.
Тогда молодой человек решил осваивать профессию осмотрщика вагонов. Когда Владимир Александрович пришел устраиваться в Минское вагонное депо, ему не было и 18-ти. Но на столь юный возраст новичка никто внимания не обращал, да и сам он старался работать на совесть, чтобы не подвести более опытных коллег. Начинал слесарем на ПТО станции Минск-Пассажирский, а с апреля 1980-го стал осмотрщиком вагонов. Одновременно учился в гомельском отраслевом колледже железнодорожного транспорта.
В 1982 году был назначен старшим осмотрщиком, а через пять лет перешел в колесно-роликовый цех слесарем по ремонту колесных пар. В 2004-м Владимир Александрович занял должность мастера колесно-роликового участка.
Ежемесячно 20 его подчиненных дают новую «жизнь» сотням колесных пар, производя их средний и текущий ремонт.

Владимир Горелик

За добросовестный труд

Владимир Горелик многократно был отмечен грамотами и благодарностями, а также знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» трех степеней. За это коллеги в шутку называют его полным кавалером.
– За домашним столом мы с женой и сегодня обсуждаем железнодорожные темы: проблемы, которые возникают на работе, производственные ситуации. Поэтому наши дети изучили дорогу вдоль и поперек, – говорит глава семейства. – Правда, дочь Ольга решила связать свою жизнь с цифрами и получила экономическое образование. А вот сын Юрий с детства грезил магистралью.
– Бывало, отец со смены возвращался и сообщал маме последние новости. Или она вечером с работы придет, а отец на дежурство собирается – тогда мама ему «докладывает оперативную обстановку». Я впитывал эту информацию, как губка, – вступает в разговор представитель третьего поколения Юрий Горелик. – С детства, можно сказать, живу на дороге. Мама часто брала с собой на работу. Пока формировали составы, я иногда мог посидеть в кабине локомотива. Каким счастьем было прокатиться на маневровом! И у отца бывал в цехе не раз. Мои ровесники мечтали стать космонавтами, военными, а я даже представить не мог, что пойду в какую-то другую сферу.
Сегодня Юрий – мастер ремонтно-комплектовочного участка. Получив специальность токаря-фрезеровщика в столичном машиностроительном колледже, пришел работать в Минское вагонное депо. Позже выучился на техника-технолога. И сразу повышение – бригадир участка. Работа ему нравится, поэтому в планах – совершенствоваться и дальше. В его подчинении сегодня тоже 20 рабочих – они ремонтируют тележечное и автосцепное оборудование.
– Тружусь рядом с отцом. Правда, каждый занимается своим делом. Отец ремонтирует колесные пары, я – тележки и автосцепки, – говорит Юрий. – Как только пришел работать, сразу понял, что нашел свое место.
Успехами сына гордится и Владимир Александрович. Он уверен, что благодаря целеустремленности и трудолюбию Юрий сможет многого достигнуть. На магистрали для этого есть все возможности.

Юрий Горелик

Им обоим постигать азы профессии помогал профессионал своего дела, мастер Антон Станиславович Лазовский. Этого человека Горелики вспоминают с особым теплом и благодарностью. Из небольшого коллектива ремонтно-комплектовочного участка он создал дружную
семью, которую и сегодня объединяет командный дух, при этом умело держал дисциплину. К слову, когда Лазовский ушел на заслуженный отдых, на его место был назначен Горелик-младший. Уже 12 лет он работает в столичном вагонном депо, а еще выступает за волейбольную команду предприятия и Минского узла.

Вместе – по одной дороге

Супруга Юрия – тоже железнодорожница. Татьяна Владимировна Горелик (Лихимович) работает с мужем на одном предприятии дефектоскопистом в лаборатории неразрушающего контроля. Проводит ультразвуковой и магнитный контроль деталей вагона.
Их роман вполне можно назвать служебным. Молодые люди познакомились и приглянулись друг другу именно в депо. Поженились и теперь воспитывают, вполне вероятно, будущего железнодорожника – 3-летнего малыша.
– Артем шустрый, активный мальчик, с боевым характером. Обожает поезда, – характеризует внука дед Владимир Александрович. – По гудку определяет их тип, любит наблюдать за составами – благо магистраль проходит недалеко от их дома в Дзержинске. Да и среди его игрушек – в основном локомотивы с вагонами. Поэтому не удивлюсь, если пойдет по нашим стопам и станет представителем четвертого поколения династии. К тому же его бабушка, дедушка и дядя по материнской линии тоже железнодорожники.

Анна МЕРКУШЕВИЧ
Фото автора и из семейного архива

Яндекс.Метрика