Дороге – с благодарностью
История семьи – словно увлекательная книга, в которой каждая глава – чья-то судьба. Вдвойне интересна фамильная летопись, если кроме родственных уз людей связывают еще и профессиональные. Железная дорога объединила семьи Манулик-Горелик, общий стаж которых на магистрали больше 110 лет.
Основоположником этой династии стал Владимир Петрович Манулик. Родился и жил он в деревне Пережир Пуховичского района рядом с остановочным пунктом Седча осиповичского направления. До тридцати с лишним лет работал в местном колхозе с супругой Татья-
ной Нестеровной. Позже за компанию с другом устроился на Белорусскую железную дорогу. С 1965-го по 1982 год Владимир Манулик трудился стрелком в Минском отряде Военизированной охраны.
– Отец сопровождал грузы на поездах, – рассказывает дочь Таисия Владимировна Горелик (в девичестве Манулик). – В основном сельскохозяйственную и автомобильную технику. Условия труда были непростыми. В те годы стрелки во время движения находились на открытом подвижном составе. Работали в паре: один – в начале состава, другой – в конце. Умер отец, когда ему было за семьдесят. Он был очень активным и энергичным человеком, добрым и главное – работящим: держал большое хозяйство, огород.
На магистраль – по примеру отца
Владимир Петрович вырастил троих детей. Однако на железную дорогу пошла только дочь Таисия. Она стала представителем второго поколения этой династии. Улыбчивая, позитивная женщина, к которой сразу проникаешься симпатией и доверием – так говорят о ней бывшие коллеги.
С 1979-го Таисия Владимировна работала оператором товарной конторы на станции Минск-Товарный. Затем была приемосдатчиком груза и багажа на станции Фаниполь, а позже трудилась билетным кассиром. 32 года она отдала железной дороге. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
С будущим мужем Таисия Владимировна познакомилась на свадьбе друзей: молодые люди были свидетелями. Позже выяснилось, что Владимир Александрович Горелик тоже трудится на Белорусской железной дороге – в Минском вагонном депо. Уже более 40 лет он предан этому предприятию.
Выбрал свой путь
– С детства я любил ездить в поездах. Размеренный стук колес, проплывающие мимо пейзажи, легкое покачивание вагонов… Одним словом – романтика. Жаль, у нас в Новогрудке, откуда я родом, железная дорога не проходила, – рассказывает Владимир Александрович. – Моя мама работала кондитером, отец был военнослужащим. Когда в 1976-м я получил аттестат зрелости, решил учиться дальше в столице. Выбирал между профессиями «машинист автомобильных кранов» и работой на магистрали. Взвесив все «за» и «против», поступил в ГПТУ № 34 железнодорожного транспорта (сейчас это отраслевой колледж имени Е. П. Юшкевича). Конечно же, хотел водить поезда, но встать за правое крыло не получилось: будущих машинистов набирали только после восьмилетки. А я уже окончил 10 классов.
Тогда молодой человек решил осваивать профессию осмотрщика вагонов. Когда Владимир Александрович пришел устраиваться в Минское вагонное депо, ему не было и 18-ти. Но на столь юный возраст новичка никто внимания не обращал, да и сам он старался работать на совесть, чтобы не подвести более опытных коллег. Начинал слесарем на ПТО станции Минск-Пассажирский, а с апреля 1980-го стал осмотрщиком вагонов. Одновременно учился в гомельском отраслевом колледже железнодорожного транспорта.
В 1982 году был назначен старшим осмотрщиком, а через пять лет перешел в колесно-роликовый цех слесарем по ремонту колесных пар. В 2004-м Владимир Александрович занял должность мастера колесно-роликового участка.
Ежемесячно 20 его подчиненных дают новую «жизнь» сотням колесных пар, производя их средний и текущий ремонт.
За добросовестный труд
Владимир Горелик многократно был отмечен грамотами и благодарностями, а также знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» трех степеней. За это коллеги в шутку называют его полным кавалером.
– За домашним столом мы с женой и сегодня обсуждаем железнодорожные темы: проблемы, которые возникают на работе, производственные ситуации. Поэтому наши дети изучили дорогу вдоль и поперек, – говорит глава семейства. – Правда, дочь Ольга решила связать свою жизнь с цифрами и получила экономическое образование. А вот сын Юрий с детства грезил магистралью.
– Бывало, отец со смены возвращался и сообщал маме последние новости. Или она вечером с работы придет, а отец на дежурство собирается – тогда мама ему «докладывает оперативную обстановку». Я впитывал эту информацию, как губка, – вступает в разговор представитель третьего поколения Юрий Горелик. – С детства, можно сказать, живу на дороге. Мама часто брала с собой на работу. Пока формировали составы, я иногда мог посидеть в кабине локомотива. Каким счастьем было прокатиться на маневровом! И у отца бывал в цехе не раз. Мои ровесники мечтали стать космонавтами, военными, а я даже представить не мог, что пойду в какую-то другую сферу.
Сегодня Юрий – мастер ремонтно-комплектовочного участка. Получив специальность токаря-фрезеровщика в столичном машиностроительном колледже, пришел работать в Минское вагонное депо. Позже выучился на техника-технолога. И сразу повышение – бригадир участка. Работа ему нравится, поэтому в планах – совершенствоваться и дальше. В его подчинении сегодня тоже 20 рабочих – они ремонтируют тележечное и автосцепное оборудование.
– Тружусь рядом с отцом. Правда, каждый занимается своим делом. Отец ремонтирует колесные пары, я – тележки и автосцепки, – говорит Юрий. – Как только пришел работать, сразу понял, что нашел свое место.
Успехами сына гордится и Владимир Александрович. Он уверен, что благодаря целеустремленности и трудолюбию Юрий сможет многого достигнуть. На магистрали для этого есть все возможности.
Им обоим постигать азы профессии помогал профессионал своего дела, мастер Антон Станиславович Лазовский. Этого человека Горелики вспоминают с особым теплом и благодарностью. Из небольшого коллектива ремонтно-комплектовочного участка он создал дружную
семью, которую и сегодня объединяет командный дух, при этом умело держал дисциплину. К слову, когда Лазовский ушел на заслуженный отдых, на его место был назначен Горелик-младший. Уже 12 лет он работает в столичном вагонном депо, а еще выступает за волейбольную команду предприятия и Минского узла.
Вместе – по одной дороге
Супруга Юрия – тоже железнодорожница. Татьяна Владимировна Горелик (Лихимович) работает с мужем на одном предприятии дефектоскопистом в лаборатории неразрушающего контроля. Проводит ультразвуковой и магнитный контроль деталей вагона.
Их роман вполне можно назвать служебным. Молодые люди познакомились и приглянулись друг другу именно в депо. Поженились и теперь воспитывают, вполне вероятно, будущего железнодорожника – 3-летнего малыша.
– Артем шустрый, активный мальчик, с боевым характером. Обожает поезда, – характеризует внука дед Владимир Александрович. – По гудку определяет их тип, любит наблюдать за составами – благо магистраль проходит недалеко от их дома в Дзержинске. Да и среди его игрушек – в основном локомотивы с вагонами. Поэтому не удивлюсь, если пойдет по нашим стопам и станет представителем четвертого поколения династии. К тому же его бабушка, дедушка и дядя по материнской линии тоже железнодорожники.
Анна МЕРКУШЕВИЧ
Фото автора и из семейного архива