Его счастливый маршрут
В начале июля ветеран труда, в прошлом машинист локомотивного депо Минск Владимир Дударенко отметил 65-летие.
Он часто вспоминает молодость, время работы на магистрали. Калинковичи, Гомель, Барановичи, Москва – с этими городами связано много ярких воспоминаний.
Владимир Иванович родился в Петриковском районе Гомельской области. После окончания ПТУ № 4 г. Могилева по специальности «кабельщик-спайщик» получил распределение в Минск, на автоматизированную телефонную станцию. Однако младший брат Михаил, помощник машиниста тепловоза в локомотивном депо Калинковичи, посоветовал Владимиру последовать его примеру. И в 1973 году Дударенко-старший поступил в столичное училище железнодорожного транспорта на специальность «помощник машиниста тепловоза, дизель-поезда». До сих пор он с благодарностью вспоминает своих первых наставников – мастера производственного обучения Игната Лавкета и преподавателя Василия Тетерука.
По разным направлениям
Почти 40 лет Владимир Дударенко трудился в локомотивном депо Минск. Начинал помощником машиниста в колонне грузового движения. В тандеме с опытным машинистом Александром Горбачем ездил в Гродно и Гомель, Вильнюс и Каунас. В 1976 году Владимира Ивановича направили в гомельскую дортехшколу, где готовили первых на Белорусской железной дороге помощников машинистов электровоза. Производственную практику он проходил в локомотивном депо Георгиу-Деж Юго-Восточной железной дороги.
На достигнутом останавливаться не стал: решил в гомельской дортехшколе получить еще и квалификацию машиниста тепловоза и паровоза. Ремонтная практика была в локомотивном депо Молодечно, а поездная – в Калинковичах. Как признается Владимир Иванович, освоить систему парораспределения на паровозе для него оказалось труднее, чем научиться читать электрические схемы электровозов.
Тем не менее дортехшколу он окончил с отличием. С особым теплом Дударенко вспоминает преподавателей Николая Моторина и Михаила Добродеева.
За правое крыло
В 1978 – 1979 годах Владимир Иванович работал помощником машиниста в грузовой колонне на тепловозах ТЭ3. Затем – вновь Гомель и далекий Георгиу-Деж. В городе над Сожем он учился на машиниста электровоза, а в упомянутом уже российском депо проходил практику. Вскоре Владимир Дударенко встал за правое крыло локомотива (управлял тепловозом ТЭ3 под руководством опытного и авторитетного машиниста-инструктора Вячеслава Крамковского).
– Ездили по двум направлениям – на Барановичи и Борисов. Причем в город на Березине традиционно шли сборные поезда: вагоны с грузами прицепляли на станциях Степянка, Смолевичи и Жодино, – вспоминает собеседник. – В 1983 году, после проведенной электрификации, я обслуживал этот участок уже на электровозе ВЛ80с.
Параллельно Владимир Иванович учился в Московском техникуме электротягового хозяйства. Позже работал в составе уникальной по своей специфике грузопассажирской колонне, которая осуществляла грузовые и пассажирские перевозки в направлении Барановичей и Орши.
– Была отлажена целая система: локомотивная бригада вела грузовой поезд электровозом ВЛ80с, а после пересменки в Барановичах или Орше принимала пассажирский электровоз ЧС4т и следовала до Минска, – рассказывает Дударенко.
В то время железнодорожнику впервые пришлось выступить в роли наставника. Машинист-инструктор Николай Козка направлял к нему молодых машинистов-дублеров Геннадия Драневича и Валерия Навышного.
С 1986-го по 2002 год Дударенко работал машинистом электровоза ЧС4т, водил пассажирские поезда до Барановичей, Бреста и Орши.
За годы работы машинистом Владимир Иванович не допустил ни одной опасной ситуации, ни одного отставания от графика движения поездов. Правда, в его практике были серьезные случаи. К примеру, в 1984-м во время движения на грузовом поезде из Барановичей в Минск он заметил на станции Городея красный сигнал заградительного светофора. Применив экстренное торможение, машинист предотвратил наезд на большегрузный автомобиль. Вскоре после этого Владимир Дударенко был отмечен Благодарностью начальника локомотивного депо Минск Василия Матяса и получил именные часы от руководителя Минского отделения Белорусской железной дороги Евгения Володько.
С 2002-го по 2013 год Владимир Иванович работал в депо бригадиром электроаппаратного цеха, затем – цеха текущего ремонта ТР-2.
Счастье – в детях и внуках
Сегодня Владимир Дударенко – один из самых активных членов ветеранской организации локомотивного депо Минск, участвует в праздничных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях предприятия, с удовольствием общается с бывшими коллегами. Однако самое большое для него счастье – дети и внуки, с которыми он готов проводить все свободное время.
– К сожалению, сыновья не пошли по моим стопам, но они все равно нашли себя в жизни, – подытоживает ветеран. – Ведь главное, чтобы маршруты жизненного пути всегда вели человека в нужном ему направлении.
Евгений ВОЛОСТНЫХ