Свежие идеи – хороший результат
Около 70 тыс. белорусских рублей планируют ежегодно экономить в Витебском вагонном депо за счет изменения технологической схемы подачи теплоносителя для сушки вагонов после окраски: теперь она будет зависеть не от трубопроводов системы отопления, а от трубопроводов горячего водоснабжения.
Усовершенствовать процесс предложил начальник энергосилового участка Игорь Булин (на снимке). «Все просто: экономия тепло- и электроэнергии осуществляется за счет уменьшения диаметра трубопровода, – объяснил он. – Сейчас ведутся работы по подготовке и внедрению этой идеи».
В Витебском вагонном депо трудится более трех десятков новаторов. В прошлом году экономический эффект от внедренных ими рацпредложений составил более 60 тыс. рублей, что выше планового задания в шесть раз. Свою значимую лепту в это внес и Игорь Владимирович. По итогам 2016 года он оказался в числе лучших рационализаторов Витебского отделения.
На железной дороге Игорь Булин недавно: пришел на предприятие в январе 2016-го на должность начальника котельной. Здесь пригодился его опыт в теплоэнергетике. А свежий взгляд на новом месте подтолкнул к поиску путей оптимизации технологических схем теплоисточника при производстве тепловой энергии и повышения эффективности работы котельной. Он предложил сразу несколько интересных идей. Причем одна, удачно реализованная, стала предпосылкой для разработки следующей.
И так несколько этапов.
– Раньше схема обеспечения депо горячей водой подразумевала постоянный равномерный расход горячей воды на протяжении всей смены, – замечает Игорь Владимирович. – Так как сейчас пиковый расход воды приходится на время после окончания рабочей смены, а в остальные часы он практически минимизирован, то подмес горячей воды из бака-аккумулятора в систему не осуществлялся. Горячая вода, циркулировавшая в системе, постепенно остывала. Одним из моих рацпредложений было изменить схему циркуляции горячего водоснабжения. Это позволило существенно снизить расходы тепловой энергии, которая уходила на подогрев воды, да и самой воды теперь используется на 10% меньше.
С этой целью доработали и другую тепловую схему.
– Технологическая схема котельной была такова, что бак-аккумулятор, из которого горячая вода идет потребителю, пополнялся через теплообменник путем нагрева в нем холодной воды до нужной температуры. Было предложено подключить обратный трубопровод горячего водоснабжения непосредственно к теплообменнику, чтобы вода в системе всегда соответствовала необходимым параметрам и подогревалась небольшим количеством теплоносителя. Одно дело – тратить тепловую энергию на то, чтобы подогреть холодную воду с 10 до 70 градусов и смешать ее с уже частично потерявшей температуру горячей воды, находящейся в баке-аккумуляторе. Другое – когда подогревается вода из обратного трубопровода с плавным подмесом холодной воды. Опять же двойная экономия – и тепловой энергии, и воды.
На следующем этапе в баке-аккумуляторе установили датчик, который позволяет контролировать количество жидкости в нем. Оператор котельной видит, когда необходимо пополнить запас горячей воды до заданного уровня. Ранее бак-аккумулятор приходилось наполнять доверху, так как система автоматического контроля уровня воды показывала только нижний и верхний уровни. При том, что в сутки используется лишь четверть объема бака-аккумулятора. Эффект от внедрения – снижение тепловых потерь через ограждающую конструкцию бака-аккумулятора.
Еще одно из новшеств – установка дополнительного бака, в котором собирается конденсат.
– Раньше конденсату ввиду его неудовлетворительного качества и отсутствия бака для сбора не находилось применение. Но сегодня тенденция такова, что в современных котельных стремятся к тому, чтобы вся вода была в работе, – замечает собеседник. – Теперь и у нас есть такая возможность. Мы тоже начали использовать конденсат с максимальной пользой – в качестве исходной воды, в зимнее время при необходимости для подпитки системы отопления.
Игорь Булин считает, что в поиске интересных решений помогает профессиональный опыт, поддержка руководства депо, также умение прислушиваться к оценкам и мнениям других, ведь материализация идей – кропотливый и упорный труд всего коллектива, участвующего в осуществлении рацио-нализаторского предложения.
– В обсуждениях часто рождается истина. Ты подаешь идею, а другой может подсказать лучшее решение для ее реализации, – замечает Игорь Владимирович. И добавляет: – А трудиться на магистрали было моей давней мечтой. Еще лет 15 назад, когда по работе пришлось сотрудничать с железнодорожниками, понял, что магистраль – надежное предприятие. Теперь убедился в этом лично. Кроме всего прочего, железная дорога помогает раскрыть работникам творческий, новаторский потенциал. А задумок много, обязательно еще реализуем их.
Екатерина ОСОВСКАЯ