Февраль
Пн
10
2025

Башмак рубль сбережет

Усовершенствовать методику расчета норм закрепления подвижного состава тормозными башмаками и создать на станциях дороги автоматизированные рабочие места – такова цель дорожных испытаний, к которым на станции Орша-Центральная приступила специальная комиссия.

Это позволит усилить безопасность перевозок, снизить влияние человеческого фактора и оптимизировать систему закрепления подвижного состава тормозными башмаками на станционных путях и необщего пользования.

Объединить усилия

На первом этапе специалисты апробировали новую методику расчета норм закрепления подвижного состава тормозными башмаками. Он проходил с 7 по 11 августа на двух путях парка Е станции Орша-Центральная. Место выбрано неслучайно: здесь выполняют большой объем грузовой работы, есть участки пути со значительным уклоном и созданы безопасные условия для проведения исследований.
В составе специально сформированной комиссии – представители служб перевозок, безопасности движения поездов Управления дороги, Конструкторско-технического центра, Минского отделения, Белорусского государственного университета транспорта.
В испытаниях участвует и вагон-лаборатория тяговых и тормозных испытаний Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги. Этот специальный подвижной состав оборудован динамометрической автосцепкой.
– Мы регулярно выезжаем на различные объекты Белорусской магистрали. Например, в начале августа на станции Калинковичи измеряли весовые нормы тепловоза ТМЭ1, – рассказывает начальник вагона-лаборатории Вадим Чиркин. – Работа, которую будем выполнять на станции Орша-Центральная, для нас новая. Тем не менее мы располагаем всем необходимым для этого оборудованием. Результаты замеров фиксируются и практически в режиме реального времени автоматически заносятся в специальные таблицы, которые отражаются на мониторе компьютера.
На путь, где находится вагон-лаборатория, маневровый подает состав из десяти вагонов, которые отцепляют от локомотива. Затем члены комиссии приступают к испытаниям.

Учесть все факторы

– В настоящее время на Белорусской железной дороге, как и на других магистралях постсоветского пространства, при расчете норм закрепления подвижного состава тормозными башмаками используют методические рекомендации, разработанные и утвержденные еще в СССР, – объясняет начальник отдела технического обеспечения перевозочного процесса и организации работы станций службы перевозок Управления дороги Владимир Лавицкий. – Естественно, с тех пор многое изменилось. Постоянно модернизируется подвижной состав, на многих участках магистрали укрепили путь, заменили деревянное основание шпал на железобетонное. Кроме того, на дороге активно внедряются информационные технологии, используются автоматизированные системы. С учетом этого и других причин принято решение изменить нормы.
В новой методике учтут дополнительные параметры. Например, кроме силы ветра – его направление, более точно обозначат расположение состава на отрезке пути. Помимо этого, во внимание примут не усредненную, общую информацию о составе (из порожних или груженых вагонов), а характеристики каждого вагона, его место в составе поезда.
– Мы закрепили состав, а затем поочередно изымали из-под вагонов тормозные башмаки, использовали разное их количество, изменяли силу, с которой локомотив с вагоном-лабораторией подталкивал тестируемую группу вагонов, – рассказывает Владимир Васильевич. – Внимательно фиксировали результаты, обсуждали их. В итоге убедились в том, что в некоторых случаях даже два грамотно размещенных тормозных башмака могут обеспечить лучший эффект, гарантировать безопасность, чем четыре-пять, установленных без учета некоторых факторов.

Точно и быстро

Одна из задач комиссии при апробации новой методики – определить и количество необходимых тормозных башмаков в зависимости от числа и расположения груженых вагонов в неоднородном составе. Поэтому в одном испытании использовали десять вагонов, из которых семь были гружеными и три порожними. В другом из такого же числа вагонов только один был порожним.
– Наша цель – при определении норм закрепления учесть дополнительные факторы и в дальнейшем максимально автоматизировать данный процесс, – рассказывает начальник отдела Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги Сергей Григорьев.
По его словам, в настоящее время такой расчет на всех станциях дороги выполняют вручную, на что уходит немало времени. К тому же нельзя исключить вероятность того, что из-за невнимательности ответственного лица не будет учтен какой-либо фактор и результат окажется некорректным. А это – дополнительная угроза безопасности движения. Поэтому предполагается разработать и внедрить специальное программное обеспечение, сформировать систему дорожного уровня.

Измерения проводит главный инженер станции Орша Сергей Цынгалёв

С учетом погоды

Как планируется, благодаря внедрению автоматизированной системы работнику станции будет достаточно лишь ввести запрос либо извлечь данные из информационных систем с указанием характеристик состава и места его размещения. Затем программа запросит информацию о погодных условиях, профиле пути, степени загруженности вагонов, другие параметры, после чего осуществит вычисления и представит их в форме таблицы.
Кроме того, благодаря детальному анализу нынешней методики расчета сократится число башмаков, необходимых для закрепления составов. В масштабе дороги это принесет существенную экономию. в первую очередь – времени на установку и снятие тормозных башмаков, благодаря чему ускорится работа с вагонами.
Апробирование новой методики продолжится до конца нынешнего года. Второй этап испытаний запланирован на 21-24 августа. Затем специальная комиссия будет работать на станции Орша-Центральная в октябре и декабре. Тестирование в разное время года позволит изучить влияние погодных условий.

Начальник вагона-лаборатории Вадим Чиркин

После сбора информации специалисты ее проанализируют и выработают рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности в данной сфере.

Руслан Ананьев

Яндекс.Метрика