Навстречу пассажирам
До конца года на Белорусской железной дороге появится единая компьютерно-кассовая система продажи билетов с ненумерованными местами.
– Порядка 80% всех реализуемых на магистрали проездных документов (а это около 80 млн. в год) приобретаются на поезда региональных линий экономкласса и городских линий, где не предусмотрена нумерация мест, – пояснил заместитель начальника пассажирской службы Управления дороги Александр Казачок. – Очевидно, что нагрузка на кассовое оборудование серьезная. Реализация нашего проекта позволит не только заменить старые устройства более современными, но и создать единую систему хранения и анализа информации, предусматривающую гибкие инструменты изучения пассажиропотоков. По сути, мы говорим о том, что на базе данного технического решения появится аналог АСУ «Экспресс», но для составов с ненумерованными местами. С ее помощью мы сможем повысить эффективность изучения спроса и осуществлять оптимизацию движения поездов региональных линий экономкласса с учетом реальных потребностей пассажиров.
Что касается оборудования, мы взяли лучшее, что представлено на рынке кассовых аппаратов, и усовершенствовали с учетом своих целей и задач. В частности, устройство имеет три выносных модуля, которые позволяют ему функционировать с высокой степенью отказоустойчивости. Поскольку необходимость замены одного элемента (например, принтера) не влечет за собой ремонт всего комплекса и остановку работы кассы. Еще одно новшество – обязательная комплектация каждого терминала средством контроля налоговых органов (СКНО).
Как отметил представитель службы, новые кассы будут иметь дружественный интерфейс и упрощенный функционал, значительно облегчающие работу персонала. При этом в них предусмотрена и возможность кодового набора, что пригодится опытным кассирам, которые знакомы с данной технологией.
Сейчас завершается процедура сертификации новых устройств. Осенью несколько из них вместе с сервером запустят в опытную эксплуатацию. А к концу года специалисты планируют приступить к широкому внедрению современных кассовых аппаратов. И это еще не все. Со временем предполагается расширить их возможности. Например, обеспечить доступом к расписанию движения поездов, а также функцией продажи билетов с электронной регистрацией (на нумерованные места).
Все это касается стационарного кассового оборудования. Но потребности дороги предусматривают использование и переносных устройств (для работы разъездных билетных кассиров).
–В настоящее время прорабатывается вопрос создания новой современной мобильной кассы с функциями продажи проездных документов на ненумерованные места и проверки билетов, приобретенных через мобильное приложение смартфона (этот проект тоже находится в разработке), – поделился планами Александр Николаевич. – Если получится осуществить задуманное, наши разъездные билетные кассиры будут пользоваться устройством размером со смартфон, оснащенным специальным функционалом.
Параллельно с этим на дороге продолжается совершенствование системы использования смарт-карт (в поездах городских линий). Сейчас наши смарт-карты представляют собой абонементный билет, рассчитанный на определенный временной период, а не на число поездок. Мы же планируем продавать таким образом и разовые поездки (подобную возможность уже предоставляет городской коммунальный транспорт). На смарт-карту будут зачисляться тарифные единицы для разовых поездок. Для пассажира это очень удобно. Например, заранее оплатив 10 поездок, человек воспользуется ими именно тогда, когда ему будет нужно, без привязки к дате. Доработку функционала выполняет «Минсктранс». Запустить новую услугу мы планируем до конца года.
Инга
МИНДАЛЁВА