Из опытной эксплуатации – в постоянную
Эксплуатация опытного устройства тормозного упора УТС-380, установленного на станции Барановичи-Центральные, позволила увеличить пропускную способность 46-го пути станции, повысить уровень безопасности движения, сократить эксплуатационные расходы, улучшить условия труда сигналистов за счет сокращения времени их нахождения в опасной зоне и уменьшения работ по переносу и укладке тормозных башмаков. На Белорусской магистрали его использование будет продолжено.
В ближайшее время планируется оборудовать этими устройствами парк Буг станции Брест-Центральный. Впервые опытный УТС-380 установили в минувшем году на 46-м пути Минского четного парка станции Барановичи-Центральные и за прошедшее время устройство доказало эффективность.
По информации инженера по безопасности станции Барановичи-Центральные Константина Сазановича, Минские четный и нечетный парки станции Барановичи-Центральные расположены на уклоне более 3,5%. Их выравнивание потребовало бы значительных капитальных вложений: подъемка пути на 1,5 – 2 метра, дополнительные расходы на реконструкцию существующих путепровода и железнодорожного моста.
В Минском нечетном парке, который используется для приема и отправления транзитных поездов, выход с приемоотправочных путей №№ 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57 оборудован сбрасывающими стрелками № СС1, СС5, что не противоречит требованиям безопасности движения и позволяет оставлять составы без локомотива. Минский четный парк используется для отправления поездов своего формирования. Пути №№ 44, 46, 48, 50, 52, 54 не оборудованы устройствами для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на маршрут приема и отправления поездов. Для закрепления одного состава использовалось от 9 до 24 тормозных башмаков, а для длинносоставных и повышенной длины – около 40. При закреплении во время накатывания вагонов на полоз тормозные башмаки выходили из строя.
Стоимость инвестиционного проекта составила 15 тыс. рублей. Срок окупаемости – 20 месяцев. Экономического эффекта уже удалось достичь за счет экономии эксплуатационных расходов на закупку тормозных башмаков, сокращения времени обработки каждого поезда своего формирования на четыре минуты в результате уменьшения времени на закрепление тормозными башмаками и устройствами УТС-380.
На их укладку или изъятие из-под одного состава затрачивалось более десяти минут, а при закреплении длинносоставных поездов – вдвое больше, что приводило к дополнительному занятию приемоотправочных путей и снижению пропускной способности станции. Коэффициент загрузки центральной горловины станции между Сортировочным и Минским парком при рекомендуемом значении 0,75 составлял 0,98.
Устройство сбрасывающих стрелок и предохранительных тупиков в Минском четном парке привело бы к уменьшению полезной длины приемо-отправочных путей, вследствие чего уменьшились бы вес и длина сформированных и отправленных поездов станции Барановичи-Центральные. Поэтому приняли решение на 46-м пути станции установить опытное устройство УТС-380 – разработку Всероссийского научно-исследовательского института транспорта. Эти тормозные упоры опробованы и применяются на станциях Вязьма, Ярославль-Главный, Данилов, Кинешма Российских железных дорог не только для закрепления составов, но и для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути и маршруты приема и отправления поездов.
Елена КРАВЕЦ