От кочегара до машиниста
За несколько десятилетий работы на Белорусской железной дороге Иосиф Федорук в совершенстве освоил управление паровозами, тепловозами различных серий. И передал ценный опыт не одному поколению машинистов.
В его трудовой книжке – единственная запись о приеме на работу: в локомотивное депо Брест. На этом предприятии он трудился 38 лет, больше половины из них водил поезда. Они и сейчас снятся ветерану, который в свои 84 года интересуется жизнью родного депо и Белорусской магистрали.
Родился Иосиф Федорук 23 февраля 1933 года в деревне Копылы Высоковского района (ныне Каменецкий) на Брестчине. Благодаря своему отцу Филиппу Сильвестровичу, окончившему церковно-приходскую школу, мальчик уже в пять лет умел читать. Поэтому его взяли сразу во второй класс.
– Родители с малых лет приучили меня помогать им по хозяйству, – рассказывает Иосиф Филиппович. – 21 июня 1941 года мы посадили капусту, а полить решили на следующий день. Ночью просыпаемся от сильного грохота – подумали гроза, и дождь сам оросит землю. Однако отец посмотрел в окно и, помрачнев, произнес: «Это не гроза, а война». Три года наша семья жила в оккупации.
После Великой Отечественной Иосиф окончил семь классов средней школы и поступил в Брестское железнодорожное училище, где учился на помощника машиниста паровоза. Затем парня направили в местное паровозное депо. Начинал слесарем, потом стал кочегаром. За поездку приходилось забрасывать в топку несколько тонн угля. При этом распределить его равномерно на решетке, чтобы лучше прогорел – иначе ухудшалась тяга. Через несколько лет Иосифа Федорука призвали в армию.
– В военкомате направили в школу младших авиационных специалистов в город Бровары в Киевской области, – рассказывает ветеран. – Около года учился на механика-электрика по оборудованию реактивных самолетов. Далее служил в отдельном 171-м истребительском авиационном полку в городе Гудаута (Абхазия), занимался ремонтом крылатых машин, досконально изучал их устройство.
Там Иосиф Федорук внес рационализаторское предложение по усовершенствованию управления рулями высоты. И оно было настолько полезным, что на слете отличников боевой и политической подготовки командующий войсками Северно-Кавказского военного округа Советского Союза Андрей Еременко лично вручил ему грамоту.
После увольнения в запас Федоруку предлагали пойти по военной стезе – окончить краткосрочные офицерские курсы «Выстрел», но он отказался. Вернулся на Родину в Беларусь – в надежде, что скоро станет водить поезда. Однако на родном предприятии не оказалось вакантных мест, взять смогли только кочегаром. Но через несколько лет его все же перевели помощником машиниста паровоза – трудился на локомотивах серий Э и С.
В 1967-м окончил Брестский железнодорожный техникум, в Гомельской дортехшколе обучался управлению тепловозами. В течение восьми лет работал в пассажирском и грузовом движении на локомотивах М62, а потом двухсекционных 2М62.
– В начале 1970-х годов к нам на предприятие прибыла группа машинистов с Кубы, – вспоминает Иосиф Филиппович. – Мы должны были их обучить
вождению тепловозов М62, которые они получали из Советского Союза. Вскоре зарубежные гости уехали, однако через некоторое время снова обратились за помощью. Дело в том, что наша техника для них оказалась очень сложной. Поэтому попросили прислать к ним человека, который еще раз все досконально объяснит на практике. В командировку отправили меня и еще одного железнодорожника из Орши. В кубинском Камагуэе вместо запланированных шести месяцев я пробыл целый год. Радует то, что мой опыт пошел на пользу местным железнодорожникам.
В 1976 году Иосиф Федорук вернулся на родное предприятие. Сначала работал машинистом дизель-поезда. Затем его, как опытного специалиста, перевели на должность машиниста-инструктора. Сколько человек он обучил мастерству, ветеран уже не вспомнит. Главное, что многие железнодорожники локомотивного депо и сегодня с благодарностью вспоминают его, обращаются за советом и житейской мудростью.
Многолетний и добросовестный труд Иосифа Федорука отмечен наградами. Самая дорогая – знак «Почетному железнодорожнику». Также в его копилке Почетные грамоты Верховного Совета БССР и Министерства путей сообщения, знак «Отличный работник Белорусской железной дороги», орден Дружбы народов, медаль «Ветеран труда». Ему четырежды присваивался общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования».
Со своей супругой Татьяной Борисовной, медиком по образованию, Иосиф Федорук вместе почти 60 лет. Они познакомились в 1957 году на танцах и через шесть месяцев сыграли свадьбу. Все эти годы живут в мире и согласии, благодарят судьбу за то, что свела их. У них двое детей, четверо внуков и четверо правнуков. Некоторые уже определились с будущей профессией. Иосиф Филиппович надеется, что кто-нибудь из младшего поколения семьи тоже станет железно-дорожником.
Юрий
ФЕДОРЕНКО