К читателям – с благодарностью
В этом году ветерану труда Барановичского отделения магистрали, почетному железнодорожнику Валентине Литвинчук исполнилось бы 67 лет. Но страшная болезнь оборвала ее жизнь. Эту улыбчивую и добрую женщину знали многие железнодорожники – трудовая биография Валентины Викторовны неразрывно связана с магистралью и… книгой.
В 1976 году она пришла в линейную техническую библиотеку станции Барановичи-Центральные и работала здесь более тридцати лет. Любовь к своим читателям Валентина Викторовна пронесла через всю жизнь. Ее последние воспоминания о них – золотых людях магистрали – прислала в редакцию отраслевой газеты дочь Елена.
«…На работу в библиотеку Барановичского отделения меня пригласила однокурсница, заведующая библиотекой Валентина Шевчук. Человек открытый, прямой, иногда резкий, она была хорошим руководителем, а главное – человеком слова. Четверть века мы трудились с ней и моей коллегой Светланой Григорьевой.
Как ни удивительно, но работу библиотекаря в отделении я начала с изучения «Общего курса железных дорог», затем – основы общения с людьми, железнодорожниками разных профессий и разных возрастов – посетителями библиотеки. Зона обслуживания – от станции Колосово до станции Середняки.
Получив из дорожной библиотеки новую партию книг, мы развозили их на станции и околотки. Передвижные библиотеки помогали специалистам на линии самостоятельно готовиться к экзаменам на профпригодность и по технике безопасности. Вспоминаю, как они радовались, получив нужное издание. Удачной считалась поездка, когда все путейцы были в сборе. Тогда можно было не только раздать книги, но и сделать их обзор. Чаще новинки литературы принимали только дорожные мастера. На околотках я познакомилась с трудом путейцев и искренне восхищалась ими.
…Нередко в библиотеку приходили машинисты из локомотивного депо Барановичи, их помощники, слесари. Мне лично только однажды довелось ехать в кабине локомотива – от Столбцов до Барановичей.
С непривычки казалось, что скорость невероятная. Я даже боялась пошевелиться. С тех пор к машинистам стала относиться особенно трепетно. В локомотивном депо, кстати, был филиал технической библиотеки, и руководство предприятия о нем очень заботилось – помогало с ремонтом, мебелью. Не меньшим уважением о локомотивных депо отзывались коллеги-библиотекари из Волковыска и Лиды, отмечая, что локомотивщики умеют ценить книгу.
…Нравилось мне работать и со связистами. Многие учились в техникумах, институтах и регулярно приходили к нам за литературой для работы и учебы. Нынешних ветеранов помню совсем молодыми: особенно семейную чету – Василия и Марию Таврель. Супруг долгое время работал главным инженером дистанции, она – телефонисткой. Дома у Василия Георгиевича была отдельная полка для книг, он часто пользовался литературой, применяя почерпнутые знания на практике. Мария Степановна – прекрасная хозяйка, мама двух деток, рукодельница, веселый и творческий человек.
Особенно зачастили связисты в библиотеку, когда на Белорусской железной дороге началось внедрение волоконно-оптического кабеля. Специализированной литературы было мало, нужные книги расходились быстро. Случалось даже, что железнодорожники вносили предложения, какого материала не хватало в литературе. И мы отправляли их замечания в издательства. Очень радовало, что авторы эти пожелания учитывали.
…Значительно прибавилось читателей, когда библиотеку перевели в отделение дороги. Конечно, не всегда у специалистов хватало времени, чтобы прийти и ознакомиться с новыми поступлениями. Поэтому несколько раз в месяц мы запускали так называемую «Кольцевую почту», где собирали обзоры новых книг. Она особенно была популярна у начальников отделов: к примеру, руководитель финансово-экономического отдела Алла Владимировна Станчик всегда ее просматривала.
…С развалом Советского Союза работать стало сложнее – библиотека лишилась технической литературы, которую получала из Москвы. На дороге упразднили профсоюзные библиотеки, а литературу передали техническим. Таким образом, мы стали универсальными. Люди приходили к нам за книгами из школьной программы и «для души». Мы заново «открывали» своих читателей. Оказалось, мужчины-железнодорожники предпочитали детективы, увлекались поэзией Игоря Губермана, активно обсуждали книгу Владимира Цветова «15-й камень сада Рёандзи». Женщины брали не только литературу по вязанию, шитью, кулинарии, но и произведения Бориса Акунина и Александра Солженицына. Кто-то забегал в обед, кто-то после работы. Кстати, после выхода на заслуженный отдых мне очень не хватало общения со своими читателями-железнодорожниками.
…В 2001 году Барановичское отделение возглавил Сергей Иванович Кургуз. И тут же взялся за ремонт библиотеки. Нам нужно было освободить помещения от книг, а это 35 тыс. экземпляров, не считая журналов и газет. Помогали читатели: связанные пачки сносили в подвал. Впрочем, поддержку мы чувствовали всегда. К примеру, Адама Дмитриевича Липского, в то время главного инженера отделения. Именно по его просьбе мы собирали интересные сведения по истории станций и околотков. Он мечтал, чтобы не только железнодорожники, но и пассажиры знали историю магистрали. По его инициативе сегодня на вокзале станции Барановичи-Полесские можно увидеть репродукции с изображением Мирского и Несвижского замков, а на станции Барановичи-Центральные – герб города Барановичи. Добрым словом вспоминаю Петра Ивановича Волчика, долгое время работавшего главным инженером отделения, Владимира Константиновича Сенько – бывшего заместителя начальника отделения по экономике – и его женский коллектив, который часто бывал у нас в библиотеке: Раису Рогозину, Раису Новохатько, Елену Ващилко, Ирина Дойлидову. Замечательные труженицы работали и в проектно-сметном отделе, в отделе информационных технологий, в билетном бюро. Сейчас я на пенсии, но часто вспоминаю свои трудовые будни. Тридцать лет работы с железнодорожниками – лучшие годы моей жизни. Здоровья вам на долгие лета, мои золотые люди магистрали!
Ваша Викторовна»