Февраль
Сб
08
2025

Докажи, что ты лучший!

Обнаружить неисправности, угрожающие безопасности движения, и правильно ответить на полторы сотни вопросов предстояло участникам конкурса «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте» среди массовых профессий вагонного хозяйства Белорусской магистрали.

Осмотрщик-ремонтник вагонов Сергей Башмур из Гомельского вагонного депо нашел больше всего неисправностей и стал лучшим по профессии

В этом году он проходил на базе пункта технического осмотра станции Орша-Восточная Оршанского вагонного депо. В первый день состязания за звание лучшего боролись представители пяти профессий. Победителей определил теоретический тест из полутора сотен вопросов. Он показал не только уровень профессиональной подготовки 18 претендентов на победу, но и их знания трудового законодательства, владение вопросами охраны труда. Среди старших мастеров высший класс продемонстрировал Игорь Коровяков из Полоцкого вагонного депо, среди мастеров отличился представитель Витебского вагонного депо Иван Ляховский. Лучшим бригадиром назван Александр Внученко из Жлобина, а слесарем по ремонту подвижного состава – гомельчанин Александр Грищенко, промывальщиком-пропарщиком цистерн – представитель ППС Барбаров Сергей Тарун.
– Теоретический тест мы ежегодно усложняем. Но уровень подготовки конкурсантов радует: практически все показывают крепкие знания, – рассказывает член комиссии, ведущий инженер технического отдела службы вагонного хозяйства Павел Прокопцов. – В конкурсе участвуют и новички, и те, кто такое испытание проходил неоднократно. Стоит отметить, что не всегда первые места достаются победителям прошлых лет.
Второй конкурсный день стал решающим для осмотрщиков-ремонтников вагонов, инструкторов вагонных депо и инспекторов по сохранности вагонного парка. Причем они должны были продемонстрировать и теоретические знания, и практические навыки (за исключением инспекторов). Борьба за первенство развернулась на трех экзаменационных площадках одновременно: в одном из техклассов ПТО проходило компьютерное тестирование, в другом – претенденты на победу письменно отвечали на вопросы билетов, а на станционных путях шли практические испытания.

Тест по охране труда сдает инспектор по сохранности вагонного парка Молодечненского рефрижераторного вагонного депо Андрей Сколов

Для инструкторов вагонных депо первым шагом к победе стал тест из 50 вопросов по «Правилам технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь». Из четырех вариантов ответов нужно было выбрать один правильный. Инспекторы по сохранности вагонного парка в это время демонстрировали знания по охране труда. На каждый вопрос участники конкурса давали ответы в течение минуты. Но даже такое короткое время не помешало Василию Костейко из Жлобина на все вопросы ответить безупречно. По одной ошибке допустили Евгений Архангельский (Полоцкое вагонное депо) и Александр Гавриленко (Минское вагонное депо), сделав тем самым хорошую заявку на лидерство. Но, пожалуй, самая напряженная и интересная борьба развернулась во время практического состязания. Его результаты оценивали заместитель начальника службы вагонного хозяйства Александр Кальницкий и старший ревизор по безопасности движения поездов Минского отделения Руслан Траяков. В четырех грузовых вагонах разных типов (цистерна, платформа, крытый и полувагон), расположенных на станционных путях, за семь минут нужно было обнаружить как можно больше неисправностей. Первыми это задание выполняли осмотрщики-ремонтники. Нелегко пришлось даже самым опытным: «сюрпризов» в вагонах было столько, что порой конкурсанты терялись, пропуская, казалось бы, очевидные дефекты. К примеру, перевернутая букса или изломанная пружина, которые в работе встречаются нечасто. Трудностей добавляла и погода – после заморозков потеплело, поэтому вагоны конкурсанты и члены комиссии осматривали, стоя по щиколотку в воде. Правда, Сергею Башмуру из Гомельского вагонного депо это обстоятельство не помешало успешно пройти профессиональный экзамен. Выбрав необходимые на его взгляд рабочие инструменты – контрольный молоток, фонарик и полный комплект шаблонов, он со знанием дела приступил к осмотру: проверил автосцепку, заглянул под платформу, исследовал пружины. «Приоткрыта крышка нижнего сливного прибора, отсутствует клиновый упор борта, ослаблен хомут концевого крана…» – обнаруженные дефекты Сергей Владимирович перечислял, словно заученную поговорку, приятно удивляя не только строгих экзаменаторов, но и коллег. Меньше чем за семь минут он нашел 23 неисправности. Больше всех! К слову, максимальное количество баллов позже он набрал и в теории – 124.

Необходимые рабочие инструменты выбирает инструктор Осиповичского вагонного депо Александр Пыко

– Нынешний конкурс для меня первый. Конечно, волновался, – рассказывает Сергей. – На магистрали тружусь около 30 лет: большую часть из них – на контрольном посту станции Буда-Кошелевская. На Белорусской когда-то работал и мой отец.
Десять лет железнодорожного стажа и за плечами витебчанина Юрия Куприянова. Вагоны он осматривает тщательно и степенно: на одну сторону тратит три минуты. Но к финишу успевает прийти вовремя – правда, с 12 выявленными неисправностями.
– В депо устроился после окончания Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, – говорит он. – Учился на эколога, а стал железнодорожником. Пошел по стопам отца. И работа мне нравится.
Осмотрщик-ремонтник Руслан Туровец из Осиповичского вагонного депо нашел 14 дефектов. Но допустил досадную ошибку: не заметил излом пружины. А ведь за обнаружение такого рода неисправностей жюри давало максимальное количество баллов.
– Обработать состав, когда на тебя смотрят коллеги и судьи, – испытание не из легких. Но ребята справляются, – делится своими впечатлениями один из экзаменаторов, старший ревизор по безопасности движения поездов Минского отделения Руслан Траяков. – Соревнуются с интересом. У каждого огонек в глазах.
После того, как все конкурсанты проходят испытания, происходит рокировка: они меняются площадками. Осмотрщики-ремонтники садятся за компьютеры, инспекторы отвечают на вопросы билетов, а к путям идут инструкторы.

Инструктор Минского вагонного депо Александр Гавриленко во время практического испытания

Определить лучших жюри становится все труднее. К примеру, чтобы выявить победителей среди инспекторов по сохранности вагонного парка, на финише основных состязаний членам комиссии приходится проводить дополнительный «блицопрос» среди лидеров. По его итогам победа досталась представителю Молодечненского рефрижераторного вагонного депо – инспектору по сохранности вагонного парка Андрею Соколову. Два года назад он уже был в призерах конкурса – занял третье место. Чуть уступил ему коллега из Гомельского вагонного депо Андрей Назаренко. Среди осмотрщиков-ремонтников вагонов первое место занял Сергей Башмур из Гомельского вагонного депо, второе – Максим Захаркевич (Минское вагонное депо).
У его коллеги по предприятию – инструктора депо Александра Гавриленко – также второе место: он уступил первенство Василию Костейко (Жлобинское вагонное депо).
– Такие конкурсы – не только стимул к совершенствованию мастерства, но и возможность выявить «узкие места» и недочеты в работе, – озвучив имена победителей, подытожил профессиональное состязание член комиссии Павел Прокопцов. Он также отметил, что конкурс «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте» проводится ежегодно в целях обеспечения безопасности движения поездов, повышения престижа основных профессий, широкого распространения передового опыта работников вагонного хозяйства.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика