На страже – профессионалы
В этом году на станции Брест-Северный не допущено хищений перевозимых грузов – во многом благодаря слаженным профессиональным действиям работников стрелковой команды.

Заместитель начальника стрелковой команды Александр Рохацевич контролирует оперативную остановку с помощью средств видеонаблюдения
Об успехах коллектива свидетельствуют и другие показатели. К примеру, с начала года предотвращено четыре факта кражи имущества (задержаны семь человек). Не выявлено правонарушений, влияющих на безопасность движения поездов.
– В зоне нашей ответственности – семь станций, из них самая большая – Брест-Северный, а также 25 остановочных пунктов. Общая протяженность участка оперативного обслуживания 212 км, – рассказывает начальник стрелковой команды на станции Брест-Северный Юрий Ярмолюк. – Наша работа имеет специфику: белорусско-польская граница, пути с разной шириной колеи… В этом году объемы грузовых перевозок увеличились. Наша задача – проследить, чтобы грузы оставались в сохранности.
Особое внимание – станции Брест-Северный. Ежесуточно сюда прибывает и отправляется около 1000 вагонов и контейнеров. Грузовые операции выполняются одновременно в нескольких парках – Северном, Инженерном, Обменном, Сортировочном и других. Эти территории с большим количеством подвижного состава притягивают желающих присвоить чужое имущество.
– Стрелки принимают поезд к осмотру, берут его под охрану, а при необходимости сопровождают до станций Брест-Восточный, Барановичи и даже до Минска, – рассказывает Юрий Федорович. – Эту работу поручаем более опытным из команды.
К примеру, внимательный стрелок по внешнему виду пломбы на контейнере сразу заметит имеющиеся повреждения. Следим, чтобы злоумышленники ее не подделывали, не повреждали вагоны и не закладывали в них контрабандные товары.
С тех пор, как в прошлом году на станции Брест-Северный открыли инспекционно-досмотровый комплекс, оборудование которого позволяет сканировать вагоны, количество случаев провоза контрабанды уменьшилось. Раньше в среднем за год выявляли 16 фактов закладки сигарет в подвижной состав. В нынешнем их было два. Один тайник обнаружил стрелок Юрий Конащук. А во втором случае профессионально действовали его коллеги в Северном парке станции Брест-Северный.
С ноября минувшего года стрелковая команда выполняет служебные обязанности в соответствии с новым приказом. Он определяет перечень грузов, подлежащих обязательной охране и сопровождению в пути. Стрелки несут ответственность за любой товар. Документ был согласован со специалистами Государственного таможенного комитета Беларуси. Всего же за 10 месяцев команде было предъявлено к охране 1763 поезда (или 14 770 вагонов).
Борьба с хищениями и выявление случаев посягательства на имущество магистрали – одна из главных задач оперативного отделения стрелковой команды, которым руководит Владимир Дымченко. Его подчиненные всегда собраны и внимательны, обучены действовать четко и быстро. В некоторых случаях, чтобы задержать злоумышленников, приходится организовывать засады.
– Грузы охраняем круглосуточно, особой бдительности требуют ночные дежурства, – рассказывает Владимир Владимирович. – В одной из таких смен с проводником служебной собаки Леонидом Мисейко и стрелком Юрием Масюком в парке ручной перегрузки станции Брест-Северный мы задержали двух граждан. На одном из предприятий (оно не входит в структуру железной дороги) они похитили две автомобильные покрышки и пытались спрятать их в личном автомобиле. Воришек передали сотрудникам РОВД Бреста для дальнейшего разбирательства.
Помощники стрелков оперативного отделения – рации, электрошокеры, другие спецсредства. Есть приборы ночного видения с функцией записи изображения. Это своего рода бинокль, с помощью которого через объектив можно приблизить расстояние до интересующего объекта. Раньше стрелки использовали другое оборудование – оно действовало только в полной темноте, а при малейшем свете картинка теряла четкость. Новые приборы намного эффективнее. Их приобрели также и для стрелковой команды станции Брест-Восточный.
В основных парках станции Брест-Северный работают 58 камер видеонаблюдения, в перспективе появятся еще 35. Изображения с них передаются на мониторы, установленные в караульном помещении стрелковой команды. Здесь вся обстановка, как на ладони. Причем камеры функционируют круглосуточно, поэтому помощь от них ощутимая.
– В случае необходимости картинку можно «отматывать», чтобы более детально рассмотреть интересующий объект, – говорит начальник команды Юрий Ярмолюк. – Система видеонаблюдения существенно облегчает нам работу по охране грузов и имущества дороги, а также позволяет контролировать нахождение на путях посторонних лиц. Да и нас она дисциплинирует: стрелки не выйдут на путь без сигнальных жилетов, поэтому хорошо будут заметны, например, локомотивной бригаде.
Секрет успешной работы команды – и в грамотном подборе специалистов. Сегодня здесь трудятся 68 человек, большинство из них стрелки. В этом году начальнику караула Алексею Печко объявлена Благодарность начальника дороги.
Юрий ФЕДОРЕНКО