Приоритеты – раритетам
В выставке «Миколка-паровоз. Книга пересечения во времени и пространстве», которая прошла в филиале Президентской библиотеки Республики Беларусь, приняли участие железнодорожники.
Произведение Михася Лынькова тесно связано с историей нашей страны, и, конечно же, с Белорусской железной дорогой. По мотивам этого произведения режиссер Лев Голуб снял одноименный фильм. В киноленте 1956 года можно увидеть станцию Гродно, локомотивное депо, паровозы. Именно поэтому среди экспонатов выставки немало раритетов из музея истории Белорусской магистрали Центра научно-технической информации. Это иллюстрации паровоза серии Ов, который зритель часто видит в сценах фильма «Миколка-паровоз», свечные фонари, вагонные таблички, макет вагона-теплушки, альбом с изображениями старого здания вокзала станции Гродно (его виды также зафиксированы в легендарном фильме) и свидетельство помощника машиниста 1913 года – им был отец главного героя книги. Кроме того, посетители выставки увидели макет паровоза серии Ов: локомотивы данного типа выпускались для Московско-Брестской железной дороги заводом Шнейдер и Коломенским заводом. Во время церемонии открытия движения поездов на участке Смоленск – Минск – Брест 28 (16) ноября 1871 года паровоз этой серии впервые прошел через Минск. Очень заинтересовал гостей выставки чемодан-шарманка. В нем железнодорожники XIX века носили документы, инструменты, продукты питания и другие личные вещи. Подобным чемоданом пользовался и отец Миколки. Внутри этого «сундучка» герой Михася Лынькова всегда находил для себя что-то новое: необычную медную гайку, фарфоровый изолятор, блестящую трубку, разноцветные камешки. Работники музея постарались приблизить содержимое шарманки к описанному в произведении, чтобы показать, что музейные предметы обладают не только информативностью, но могут вызывать различные ассоциации, воспоминания, эмоции.
Одним из самых интересных событий выставки стало выступление легенды белорусского кино, второго оператора фильма «Миколка-паровоз» Олега Авдеева. Во время круглого стола, в котором приняли участие представители Национального архива Республики Беларусь, Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, киностудии «Беларусьфильм», музея истории белорусского кино, сотрудники музея истории Белорусской железной дороги, обсудили дальнейшее сотрудничество.
– Мы всегда готовы участвовать в новых интересных проектах, – отметила директор музея Юлия Валента. – Фонды нашего музея сегодня – это около восьми тысяч предметов. И они постоянно пополняются. С особой благодарностью принимаем раритеты, которые в дар музею передают железнодорожники и их родственники. Кроме того, активно сотрудничаем с различными архивами, продолжаем поиск информации, связанной с историей магистрали. А в настоящее время работаем над созданием новой экспозиции.
Наталия ГЕРМАЦКАЯ