Одной дорогой
Трудовой стаж династии Богуш давно насчитывает более 300 лет. Представители этой семьи работали и продолжают трудиться на одном предприятии – в локомотивном депо Брест.
Железнодорожники дорожат фамильными традициями, с гордостью говорят о магистрали и ценят свою профессию. Их объединяют также трудолюбие, ответственность и добросовестное отношение к делу. За преданность дороге представителей династии Богуш уважают на предприятии и ставят в пример другим.
В 1880 году появился на свет родоначальник династии Антон Богуш. Вся его трудовая биография была связана с паровозным депо Брест.
– Сведений о нем сохранилось мало. Но мы по крупицам собирали информацию об этом человеке, – рассказывает его правнук Олег Богуш, представитель четвертого поколения династии. – Мне известно, что мой прадедушка 45 лет отработал кузнецом и был отличным специалистом. Тогда специального оборудования и инструментов почти не было, поэтому различный инвентарь для депо изготавливали кузнецы. Такие работники были на вес золота. На его долю выпали и тяжелые военные и послевоенные годы.
Дело Антона Богуша в этом же депо продолжили сыновья. Оба, Антон и Федор, около четырех десятилетий были столярами. Как и отца, их уважали за трудолюбие и порядочность.
Сын Федора Антоновича – Борис Богуш – пришел в депо как раз тогда, когда оно переходило с паровозной на тепловозную тягу. Начинал кочегаром, а после окончания Брестского техникума железнодорожного транспорта и дортехшколы в Гомеле трудился помощником машиниста.
По словам Олега Богуша, его отец Борис Федорович был опытным специалистом, наватором, охотно делился идеями усовершенствования работы предприятия. За большой вклад в разработку и внедрение высокоэффективных изобретений и рационализаторских предложений, а также прогрессивных технических новшеств в 1984-м и 1985 годах становился лауреатом дорожной премии имени Героя Советского Союза К. С. Заслонова. А еще он дважды был лучшим рационализатором магистрали. В 1985 году Бориса Федоровича не стало, но память о нем живет в сердцах близких – детей, супруги Зои и всех, с кем трудился этот человек.
…Зоя Александровна познакомилась со своим будущим супругом Борисом в Бресте в 1957 году. Они встретились в железнодорожном клубе на танцах. Молодому человеку сразу приглянулась симпатичная девушка, и он захотел с ней познакомиться.
– Я тогда еще в школе училась, а его собирались призвать в армию, – вспоминает женщина. – После танцев расстались. Однако он обещал отслужить и сделать мне предложение. И слово свое сдержал. В 1960 году мы расписались. Большую свадьбу не делали, торжество прошло скромно. Вместе прожили 25 лет. Это был добрый, порядочный, хозяйственный человек, заботился о семье. Вместе с детьми мы часто ездили отдыхать на природу. Муж любил рыбачить и охотиться – это увлечение передалось и сыновьям – Олегу и Игорю. Но особенно супруг гордился, что дети тоже выбрали магистраль.
Зоя Александровна (в девичестве Осьмушникова) выросла в семье железнодорожника. Ее отец Александр Николаевич начинал в вагонном хозяйстве на Горьковской магистрали, а в 1939 году его командировали в Барановичи. Во время Великой Отечественной воевал, был тяжело ранен и долго лежал в госпитале, после чего его комиссовали по состоянию здоровья. Получил несколько боевых наград, в том числе орден Отечественной войны I степени и медаль «За отвагу».
В мирное время он продолжил работать на Белорусской магистрали – в Барановичах, Столбцах и Бресте.
– После окончания десяти классов в Бресте я тоже выбрала магистраль, – говорит Зоя Александровна. – А как же по-другому, если мой отец, трое братьев и сестра были железнодорожниками?! Я окончила курсы проводников в Гомеле и несколько лет ездила на поездах за границу. Был период, когда я ушла с магистрали, однако быстро пожалела об этом и вернулась. Так до самой пенсии и работала в локомотивном депо Брест.
Здесь Зоя Богуш начинала в техотделе, а затем была лаборантом. Делала анализы воды, масла и дизельного топлива, которое используется в подвижном составе.
За свой труд она награждена грамотами и благодарностями, неоднократно побеждала в дорожных конкурсах санитарных дружин. В 1997 году Зоя Александровна ушла на заслуженный отдых. Времени стало больше, поэтому с особым рвением отдается любимому хобби – часто бывает на приусадебном участке. А самая большая радость, когда в доме собирается вся ее семья.
– Я счастливая бабушка и прабабушка: у меня три внучки и внук, три правнука, – рассказывает Зоя Богуш. – Правнуки пока маленькие: кто знает, как сложится их жизнь?
А вот сыновья Зои Александровны – Олег и Игорь – тоже железнодорожники. Причем оба трудятся слесарями одного участка локомотивного депо Брест – по ремонту и поверке контрольно-измерительных приборов и блоков безопасности. Здесь они ремонтируют скоростемеры.
Олег после окончания Брестского техникума железнодорожного транспорта уже 35 лет трудится на этом предприятии. Его младший брат Игорь получил строительное образование, однако вскоре понял, что это не его призвание. В 1987 году он пришел в локомотивное депо на участок к брату. Так и трудятся вместе, друг другу помогая. Вместе разработали и внедрили в производство несколько рационализаторских предложений (как когда-то их отец – заслуженный рационализатор), направленных на улучшение эксплуатации и ремонта скоростемеров.
Братья Богуш на хорошем счету у руководства депо: их фотографии украшали Доску почета предприятия. Игорь в 2017 году отмечен знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени, а его брат Олег в 2012-м получил знак «Выдатнiк Беларускай чыгункі». Жена Олега Борисовича – Надежда Ивановна – 18 лет трудилась продавцом в местном ОРСе, а вторая половинка Игоря Борисовича – Наталья Ивановна – вот уже 13 лет оператор котельной локомотивного депо Брест. Кстати, их сын Борис после окончания Брестского училища № 27 железнодорожного транспорта какое-то время тоже работал в депо.
Братья Богуш не только вместе работают, но и отдыхают. Предпочитают охоту и рыбалку, в сезон их редко увидишь дома.
– Раньше я увлекался водным туризмом. Тогда на предприятии был свой спортивный клуб «Аист», объединявший любителей активного отдыха, – вспоминает Олег Богуш. – Мы побывали в Карелии и Карпатах. А какое удовольствие получил там от рыбалки! В последнее время с братом выезжаем только в белорусские леса или на водоемы.
Железнодорожников чествовали на слете трудовых династий Белорусской магистрали, что, конечно же, для каждого из них стало событием знаковым.
– У нас дружная и крепкая семья, – говорит Игорь Богуш. – И в радости, и в трудные минуты мы всегда вместе. Берем пример с наших родителей, продолжаем заложенные ими семейные традиции и прививаем такое же отношение своим детям и внукам.
Юрий
ФЕДОРЕНКО