В нашей памяти – всегда
Патриотическую акцию «Молодежь магистрали – ветеранам!» в канун Дня Победы провели активисты ОО «БРСМ» Белорусской железной дороги.
Молодые железнодорожники вместе с ветеранами Управления дороги посетили Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной
войны и возложили цветы к обелиску «Минск – город-герой». Минутой молчания почтили память погибших.
– Актив БРСМ регулярно выступает с инициативами о проведении патриотических акций, участвует в республиканских мероприятиях, – отмечает председатель отраслевого комитета молодежной организации Евгений Цыба. – Такие проекты нацелены на воспитание у молодежи уважения к истории. Мы помним и чтим всех, кто приближал Победу. Гордимся подвигами дедов и прадедов, в том числе железнодорожников, которые, рискуя жизнью, водили эшелоны с боеприпасами к линии фронта, восстанавливали путевое полотно. Фотографии героев занимают почетные места в музеях отделений, комнатах боевой и трудовой славы предприятий. Некоторые представлены и в экспозициях музея истории Великой Отечественной войны. Среди них – Герой Социалистического Труда, машинист паровозного депо Гомель Елена Чухнюк.
Экспонаты, разместившиеся на 15 тысячах квадратных метров в 10 залах музея, произвели неизгладимое впечатление на молодых железнодорожников. Личные вещи, одежда и оружие, награды и тысячи фотоснимков отражают судьбы людей, которые выстояли в часы военного лихолетья.
Начальник отдела службы перевозок Управления дороги Владимир Лавицкий в музей пришел с сыновьями Владиславом и Виктором.
– Они еще маленькие, но я считаю, что интерес к истории своей Родины нужно прививать с раннего возраста. Когда подрастут, придем сюда еще раз, чтобы более внимательно, «по-взрослому» изучить экспонаты, – говорит железнодорожник.
Заместитель председателя совета ветеранов дороги Александр Крисенко отмечает, что при посещении таких объектов, как музей истории Великой Отечественной, слова «никто не забыт, ничто не забыто» звучат особенно убедительно.
– Мой отец Александр Алексеевич прошел военными дорогами через всю Беларусь, служил на Западном фронте, – с гордостью говорит собеседник. – Под пулеметным огнем противника минировал поле около Ельни в Смоленской области. За блестящее выполнение задачи, поставленной командованием, в 1942 году был представлен к ордену Красной Звезды. Находясь в музее среди танков и гаубиц, понимаешь, насколько ценно то, что мы живем в мирное время.
При просмотре экспозиций, отражающих оккупационный режим на территории Беларуси, слушая о зверствах фашистов, невозможно оставаться равнодушным.
– От мысли о том, что это не земля, а обломки человеческих костей, перемолотые огнем, становится не по себе, – обращает внимание на небольшую емкость с прозрачными стенками мастер Барановичского вагонного депо Максим Карлюк. – Это траурная урна, в ней – прах шести с половиной тысяч человек. Они не дожили до свободы совсем немного – были уничтожены за три дня до освобождения концлагеря войсками Красной армии.
Не смогла сдержать эмоций и инженер Минской дистанции гражданских сооружений Елена Дедух.
– Особенно жалко детей, которые погибли во время войны. Инсталляции по этой теме я стараюсь обходить стороной, не смотреть на снимки, – тихо признается девушка. – Мой дедушка Александр Иванович Дедух был артиллеристом, дошел до Кенигсберга, где и встретил Победу. Поэтому для меня посещение памятных мест всегда волнительно.
Наворачиваются слезы, когда видишь инсталляцию-диораму пепелища сгоревшей деревни.
– Война остается в нашей памяти, – соглашается инженер-электроник Брестского информационного вычислительного центра Максим Солоп. – Когда началась война,
моему дедушке Николаю Васильевичу было 15. Он сотрудничал с партизанским отрядом, передавал сведения о планах и действиях фашистов, находящихся в деревне Великий Лес, что на Брестчине. Чудом избежал отправки на принудительные работы в Германию. Дед часто вспоминал, через какие ужасы и страхи пришлось ему пройти.
В рамках акции молодежь магистрали посетила еще один знаковый объект – историко-культурный комплекс «Линия Сталина». В этих местах 26 – 28 июня 1941 года на рубежах Минского укрепрайона развернулись ожесточенные бои с наступавшими частями фашистской армии.
В основе экспозиции – подлинные доты. На их бетонных стенах можно увидеть следы от снарядов и сколы от авиабомб.
– Восторг и восхищение вызывает парк военной техники, – говорит электромеханик Жлобинской дистанции сигнализации и связи Игорь Голованов. – Танки и самолеты лучше многих музейных раритетов отражают историю войны, трудовой подвиг советских оружейников и инженеров, создавших надежное оружие и технику.
На «Линии Сталина» не придерживаются привычного музейного правила «смотреть можно, трогать нельзя». Любой желающий может сесть в кресло наводчика «зенитки» и почувствовать себя артиллеристом капонирной установки. Такой возможностью воспользовались не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола. Через перископы и открытые амбразуры дотов железнодорожники осмотрели «поле боя», прошлись по окопам, заглянули в прорези наблюдательного бронеколпака, пересекли условную государственную границу.
– Для нашей страны память о Великой Отечественной и подвиге народа, победившего фашизм, – священна, – отметил председатель ветеранской организации газеты «Железнодорожник Белоруссии» Станислав Савченков. – Посещение памятных мест дает возможность молодому поколению больше узнать о трагических эпизодах истории и еще раз напомнить о том, что подобное никогда не должно повториться.
Лидия СЕРГЕЕВА